Характер «варламовской» резьбы

DSC_3800

Прикосновение профессиональным инструментом в руках мастера к природному материалу – и дерево оживает, приобретая эстетическую ценность. Первые учебные шаги по пути народного промысла для резчика по дереву Сергея Николаевича Варламова стали откровением: это то, что он искал и что ему было необходимо. И то, что впоследствии стало делом его жизни.

Родился он в Ижевске, столице Удмуртии, в семье был самым младшим, пятым ребенком. И, пожалуй, единственным среди братьев и сестер, кто проявлял творческие наклонности. В детстве любил рисовать, чаще копировал понравившиеся сюжеты. Его способности уже подмечали в детском саду. Мама часто повторяла, что, видно, родился сын с карандашом. В школе был ответственным за оформление стенгазет. И уже тогда сделал выбор, связывая будущее с художественным образованием. А первая проба резьбы вылилась в забавный случай. Когда он учился во втором классе, семья получила трехкомнатную квартиру. И в день рождения мамы Сергей Николаевич перочинным ножичком вырезал на новом полу поздравление. Наказания не последовало, наоборот, маме было очень приятно. Так родители оценили первые творческие шаги сына. С фантазией он подходил и к такому скучному занятию, как чистка картофеля, вырезая из корнеплода разные фигурки.

После восьмого класса поступил в школу оружейного мастерства на специальность гравера. Постижение технологии «росписи» охотничьих ружей и овладение инструментами, при касании которых к металлу выходят витиеватые рисунки, сформировали базу профессиональных прочных знаний и навыков. Старинная школа граверов-оружейников была сильна традициями, накопившимися на протяжении более 200 лет. Здесь ученики постигали в деталях орнаменты всех стран мира, отличая тонкости английского мягкого и немецкого среднего от чешского сложного и итальянского растительного. Сергей Николаевич поясняет, что граверную грамоту он часто моделирует в резьбе.

После армии решил продолжить образование и, прислушавшись к совету наставника-педагога, отправился в художественное училище в с. Красное-на-Волге Костромской области. Училище готовило граверов и ювелиров. Уже на первом курсе, имея за плечами прочный багаж знаний, которыми овладел в школе оружейного мастерства, и богатый опыт гравера 4 разряда, он без особых усилий выполнял дипломную работу для старшекурсников. Особого интереса учеба в художественном училище не доставляла, многое из того, что преподавали здесь, он уже знал. На следующий год среди вновь поступивших оказался мастер по богородской резьбе. Сергей Николаевич вспоминает, как был очарован увиденными деревянными скульптурками и как бы в один миг понял: это то, что искал, то, что ему давно хотелось. Забрав документы из училища, он направился в Подмосковье, где при фабрике богородскому народному промыслу обучали умелые мастера.

В 80-х годах он переезжает в Кемеровскую область и, поселившись в Новокузнецком районе, устраивается на славившуюся своей продукцией далеко за его пределами Кузедеевскую фабрику игрушек. Работал, можно сказать, в самом сердце предприятия – сувенирном цехе, где «волшебниками» трудились 38 мастеров-резчиков, не считая армии надомников. Многие сувениры рождались и по его проектам. Сибирские медведи, олени, орлы, составляющие марку кузедеевской резьбы, отправлялись в разные уголки необъятной советской страны. В качестве художника дирекция неоднократно направляла его в облисполком на утверждение худсоветом моделей кукол. Как и многие бывшие работники фабрики, С. Н. Варламов с ностальгией вспоминает те «игрушечные годы». Кузедеевскому периоду он посвятил стихотворение. При городском лесхозе в тех же 80-х годах он организовывает цех по изготовлению предметов, предназначенных для обустройства детских городков. Масштабные резные фигуры, качели, беседки, разработанные по его эскизам, расселялись по дворовым площадкам, доставляя удовольствие детворе и органично вписываясь в городской пейзаж.

Работа над скульптурой – длительный творческий процесс, отсчет которому дает эскиз, ответственный момент – выбор материала, затем проводится разметка, и наступает очередь «тяжелых инструментов»: бензо- или электропилы, которые предваряют топорную грубую работу. Чистовая часть работы отводится богородскому ножу. Это основное орудие профессионального резчика, но, как утверждает С.Н. Варламов, первое правило: прежде чем им овладеть, необходимо научиться его точить. В основном все его творческие труды выполнены в стиле объемной резьбы, которая считается одним из сложных видов и отличается выразительностью за счет многогранности изображения. В технике объемной резьбы выполнена скульптура медведя, украшающая гостиничный комплекс «Царская охота» в с. Сосновка. Особое место в его творчестве занимают произведения церковной тематики. Первый опыт он приобрел, создавая царские врата и иконостас в Сосновской церкви. Вспоминает, как отец Валерий предложил: «А ты попробуй», тем самым предоставив свободу творчества. Так самостоятельно, шаг за шагом стал осваивать «таинства» церковной резьбы. Продолжением духовного созидания в нашем районе стало изготовление киотов для церкви с. Костенково. Замысел художника отражен в эскизном проекте будущей часовни, которая будет возводиться в д. Березово.

Свое мастерство он передает ученикам. И сегодня бывшие воспитанники приводят к мастеру своих детей. Корень учения – почувствовать объем: «Если ученики познают объем, для них любая резьба будет нипочем». За годы сформировался индивидуальный стиль, которые многие именуют как «варламовская резьба». Главное в стиле – наделить плод своего труда характером. И это касается не только сказочных или лесных персонажей, в предметах кухонной утвари тоже угадывается душа. Диапазон творческих фантазий не ограничен. Обаятельная Баба-Яга в компании с совой и котом родились из одного природного «куста». Характерными персонажами выступают два веселых музыканта-гнома, по замыслу художника к ним вскоре присоединятся клавишник, саксофонист и еще три музыканта, образуя септет. Композиционным обрамлением станет шкатулка в форме книги, где и поселится музыкальный коллектив.

Все внимание в творческом русле он сосредоточил на резьбе, поясняя, что «до конца нужно заниматься одним видом творчества», приоритетной для себя считает школу богородских резчиков. В планах мастера – организация персональной выставки, приуроченной к 40-летию творческой деятельности, которую он планирует на конец октября. В число экспонатов войдут сказочные герои, творения домовой резьбы, предметы церковной тематики и лесная скульптура. «Я люблю свою работу», – признается он. Для него это и источник вдохновения, и промысел. Согласитесь, редкое сочетание по нынешним временам.

И. Канашевская.

 

Social comments Cackle