Годы, прожитые не зря

Мы продолжаем рассказывать о ветеранах, заслуженных сотрудниках «Кузбасской птицефабрики». Жительница поселка Степного Зоя Ивановна Ишкова посвятила работе на этом предприятии почти 30 лет своей жизни, став ударником всех четырех советских пятилеток и обладательницей множества наград, включая медаль ветерана труда. С 1993 года она пребывает на заслуженной пенсии, помогая по дому своей дочери Ирине, с которой живет.

Так уж повелось, что судьба никогда не баловала Зою Ивановну. Она родилась в 1938 году на Алтае, в простой рабочей семье, где кроме нее росло еще трое братьев и две сестры. В Великую Отечественную войну главный кормилец – отец – был призван на фронт, где в 1945 году получил контузию, практически потеряв трудоспособность. А еще через несколько лет ее родители умерли, оставив сиротами всех шестерых своих детей. На 15-летнюю Зою внезапно свалилось все бремя ответственности за младших братьев и сестер, но девушка нашла в себе силы не растеряться и не опустить руки.

«Мы переехали в Новокузнецкий район, в поселок Металлург, где было легче найти работу и получить жилье, – вспоминает она. – Я устроилась в местный совхоз дояркой, а вскоре вышла замуж и родила дочь. Там, в Металлурге, мы с мужем и жили до тех пор, пока ему не пришло в голову сменить работу и переехать в строящийся поселок Степной».

О самом переезде на огромной телеге, прицепленной к бульдозеру ее супруга Михаила, Зоя Ивановна до сих пор вспоминает со смехом. Вещей у молодой семьи было всего-ничего: старая койка, одинокое кресло да пара узлов с вещами первой необходимости. Уезжать «в никуда» молодой женщине с двумя маленькими дочерьми на руках вовсе не хотелось, но никаких возражений муж и слышать не захотел: на открывшейся птицефабрике ему была предложена хорошая работа, и перспективы жизни в новом поселки выглядели многообещающе. Стоит ли говорить о том, что вид строящегося Степного, где не было посажено ни одного деревца, поначалу сильно удручал привыкшую к обжитому Металлургу Зою Ивановну?

«Я первые дни все плакала, мол, куда ты меня привез, тут же голая кочка! – смеется она. – Все, что здесь было, – это квартал из бараков да три строящихся дома для молодых сотрудников птицефабрики, где нам сразу же выделили квартиру. Потом построили общежитие, больницу, открыли магазины, жизнь постепенно наладилась. И мне со временем до того в Степном понравилось, что я согласилась остаться здесь навсегда».

И так как особого выбора по части трудоустройства у молодой Зои Ишковой на тот момент не было, женщина отправилась на единственное в поселке предприятие – недавно открывшуюся Кузбасскую птицефабрику в качестве птичницы. Она и сегодня прекрасно помнит самую первую партию цыплят, завезенных на местную птицефабрику с предприятий соседних регионов. Эти несколько тысяч пушистых желтых комочков размещались прямо на полу в огромном корпусе, и, чтобы избежать падежа, сотрудницам приходилось заботиться о них с особой тщательностью.

«Автоматики в те годы не было никакой, приходилось вручную замешивать корма, рассчитывать и добавлять всевозможные премиксы, наливать воду в примитивные поилки-баночки, – поясняет Зоя Ивановна. – Это было очень трудно и ответственно, но нам даже нравилось, тем более, что коллектив подобрался крепкий, работящий».

Ветераны «Кузбасской птицефабрики», в том числе Зоя Ишкова, до сих пор помнят день, когда этих первых цыплят, быстро выросших в белоснежных кур-несушек, пришлось переводить в новый корпус, где открывалось «взрослое отделение» для птицы. Весь коллектив птицефабрики собрался в галерее между двумя корпусами с тряпками и прутьями в руках – кур перегоняли своим ходом. Сотни пугливых белых птиц кудахтали на разные голоса, давили друг друга, все норовя выскользнуть из оцепления погонщиков и разбежаться кто куда.

«Падеж у нас в тот день, конечно, был очень большой, – признается Зоя Ивановна. – Впоследствии мы отказались от перегона птицы по земле и переносили ее только в ящиках. Это было тяжелее для сотрудниц, но сохранность молодняка повышалась значительно».

В качестве птичницы на предприятии Зоя Ишкова проработала 27 лет. На ее глазах птицефабрика изменилась до неузнаваемости. Еще в начале своей карьеры ей приходилось вручную собирать яйцо, ползая между рядами клеток для птицы, и аккуратно расфасовывать его по ящикам, перекладывая соломой. Но уже в 80-е годы на смену практически каторжному ручному труду начали приходить умные машины. Впрочем, жаловаться в коллективе было не принято, да и зарплата сотрудников птицефабрики по тем временам была вполне достойной: Зоя Ивановна и ее коллеги трудились от души, не чувствуя себя обиженными ни в чем.

«Нелегко было, но мне эта работа очень нравилась, она для меня вторым домом была, – признается Зоя Ивановна. – И я ни разу не пожалела, что столько лет отдала этому предприятию и что жизнь моя прошла в Степном. Здесь я рядом с дочерью и бывшими коллегами и чувствую, что моя старость – в надежных руках!»

Е. Казьмина.

    Social comments Cackle