Еще не время останавливаться и оглядываться назад

Адамчук

В постоянном творческом поиске и в осуществлении наметившихся программ проходят дни за днями, преумножающими годы. «И еще не останавливался, – повторяет Владимир Степанович, – когда выйду на пенсию, тогда буду оглядываться». В этой фразе вся его философия, симбиоз руководителя и человека творческого потенциала.

Прелюдия в детство

Он появился на свет в первый месяц весны. День противостояния сибирской природы, когда зимний сезон, отслужив свое время, не желал сдавать позиции, всеми силами стараясь приостановить наступление вешнего расцвета. Глава семейства через преграды снегообильного бурана осторожно вел под уздцы лошадь, запряженную санями, в котором находился новорожденный. Так в селе Кузедеево появился маленький житель, а в семье Адамчук сын-первенец.

С тех пор, как поясняет В.С. Адамчук со свойственным ему неиссякаемым юмором, вся жизнь его связана с приятной буранной суетой и круговертью. Родившегося 16 марта, под знаком творческих Рыб, назвали Владимиром. Кому принадлежала инициатива, точно и не припомнит, их род такими именами не славился, но предполагает, что скорее всего бабушке, образ которой до сих пор хранит в своих воспоминаниях. «Бабушка-княгиня», как называет ее внук с нескрываемой гордостью, была старинного шляхтицкого польского рода и выслана в послевоенные годы в Сибирь из Западной Украины. Именно она сыграла немалую роль в воспитании Владимира. Но ее грамота в те годы обернулась проблемами в школе. Владимир вместо русского алфавита частенько употреблял буквы из украинского языка, да еще вперемешку с польским.

Окончив восьмилетку, Владимир Адамчук перешел в Кузедеевскую среднюю школу. После выпускного мечтал о Суворовском училище, потому что «с детства ползал по окопам», изображая этакого «муравья-стража», и свое будущее связывал только с военным делом. Младших братьев «строил», обучая заправлять кровати, прибираться, мыть пол. Но слово отца в семье было решающим, и старший сын, уступив родителю, поступил в ГПТУ на специальность шофер-автослесарь. Позже он оценил выбор главы семейства, навыки разбираться в механике пригождались не единожды. После училища Владимира Степановича призвали в ряды Советской Армии, на службу дальней навигации в Брянскую область. Это был колоссальный жизненный опыт, подтвержденный многочисленными благодарностями. Сегодня, спустя годы, век информационных технологий предоставляет виртуальное общение ветеранов части той советской эпохи. «Теплеет на душе, – с ностальгической ноткой говорит бывший командир отделения Адамчук, – когда видишь, что все сохранилось, как прежде, 40 лет назад».

После возвращения со службы Владимир вернулся в родное село, устроившись водителем в совхоз «Кузедеевский». Решение руководства доверить ему автобус, перевозивший доярок до места работы, оказалось судьбоносным. Владимир встретил свою любовь – по имени Любовь. Люба училась в 10 классе, помогала маме, получая за отработку необходимые для большой семьи деньги. «Так и познакомились на основе трудолюбия», – добродушно шутит Владимир Степанович. Встречи, продлившиеся больше года, переросли в серьезное чувство, Люба окончила школу, и в октябре они сыграли свадьбу.

Чтобы обеспечить молодую семью жильем, Владимир перешел на работу в дорожный участок, которым руководил Г.Н. Чирков, честный, справедливый человек, опытный руководитель, знающий цену кадрам. С его легкой руки Владимир приобрел новую специальность автокрановщика, обучаясь в Иркутском учебном дорожном комбинате. И с его же подачи была определена творческая стезя В. Адамчука, будущего директора Кузедеевского ДК. Начальник буквально за руку привел Владимира в Дом культуры, объяснив, что его нужно научить петь. Владимир Степанович в первых рядах активистов участвовал в культурных мероприятиях села, но серьезно вокалом не занимался. Пел с детства, музыкальные данные унаследовал от бабушки и мамы: «Бабушка замечательно пела, – рассказывает он, – и у мамы такой голосище был, что через занавески стекла звенели». Он улыбается, вспоминая свои детские концерты в кругу семьи. Бабушка, исполняющая роль «продюсера», ставила внука на кровать, он крепко цеплялся ручонками за дужку и… выдавал весь свой репертуар. Бабушка сидела рядом, подстраховывала, а вокруг располагались благодарные слушатели. Владимир Степанович приятным голосом воспроизводит такие далекие и такие близкие из детства песни: веселую озорную «В огороде бурачок…» и грустную жалостливую с украинским говором «Неси, Галя, воду…», от которой у зрителей наворачивались слезы. В школе пение отошло на второй план, чаще всего подросток выступал с монологами. Слава, признание его не трогали, перед публикой никогда не волновался, главное – запомнить, красиво выдать текст, чтобы звучало каждое слово. А потом целый день ходил и анализировал, что же было не так.

Марш программ

Талантливого молодого специалиста дорожного участка заметили и пригласили в коллектив «Матаня», которым в то время руководил профессионал в своем деле В.И. Малахевич. Начались выездные выступления по всему району. В селе сдали новый культурный объект, который так и простоял пятилетку невостребованным. Дому культуры нужен был грамотный руководитель, настоящий хозяин. Подумало руководство и решило выдвинуть кандидатуру Адамчука. Член партии, энергичный, творческий, обладающий организаторскими способностями – что еще нужно для должности директора? И в 1989 году, следуя формулировке «переведен на новую должность в связи с избранием директором ДК» Владимир Степанович приступил к руководству. С этого момента открылись новые горизонты, которые он обозначил программами. Первостепенной задачей было перекрыть кровлю и обеспечить теплом культурное учреждение. Затем остро встал вопрос, чем заинтересовать, как привлечь зрителя. Для реализации новой программы наладил сотрудничество с Новокузнецким драмтеатром, городские артисты привозили спектакли и для взрослых, и для детей. Необходимо было позаботиться и о своем повышении квалификации. Окончив подготовительные курсы и успешно сдав экзамены, он поступил на заочное отделение Кемеровского института культуры.

Шаг за шагом реализовывалась одна программа, а в очереди уже подходила следующая. Два года ушло на то, чтобы сдать под ключ сценический комплекс, сделали сцену, нашли решение для светового оформления, механизировали занавес, декорации. Для этого понадобились сотни наименований оборудования. Директор нашел бригаду специалистов в Ленинграде, сам дважды отправлялся в Ташкент за необходимым оборудованием и материалами. «Я больше занимаюсь производством, чем руководством», – так разграничивает он свои обязанности. «У меня много программ было», – рассказывает В.С. Адамчук. И вспоминает, какая обширная была реализована программа в театре кукол, где столько ценного реквизита, удивительные игрушки и уникальные тростевые куклы. На месте небольшого «пятачка» с ширмой появился зрительный зал на 24 места с мягкими удобными сиденьями, комфортная сцена, полноценная мастерская, современная подсветка, отражающая загадочную атмосферу «живых» кукол. Старался он делать все не только для раскрытия творческих способностей детей, но и уделял внимание физическому развитию. Пригласил в Дом культуры профессионального тренера В.А. Мулло. Соревнования по боксу проводили на ринге-сцене, устраивали новогодние турниры, в которых участвовало по 100 человек.

Творческий потенциал культурного центра Владимир Степанович оценивает высоко: «У нас много поющих мужчин, прекрасные певицы, мы можем сделать любую программу, любое мероприятие на высшем уровне». Но кадровая проблема по-прежнему актуальна. Пустует место хормейстера, нет хореографа, как выражается директор, «хореограф – это штучный товар», который выпускают в Кемеровском институте культуры и который разбирается «покупателями» уже на третьем курсе. «Пришел специалист – есть коллективы, нет специалиста – нет коллективов», – поясняет он. Профессионалом высшей категории считает И.М. Коврижкину, которая обучает вокалу, к ней на занятия приходят 35 ребятишек. Раньше она работала в школе искусств. Дает уроки вокала и взрослым, среди ее учеников Владимир Степанович.

Была у В.С. Адамчука еще одна большая программа. Стал думать, как удержать внимание зрителя на выездных мероприятиях. Выступали раньше на машине, которая служила импровизированной сценой. Помог случай. Пришло известие, что к нам едет известный Заволокин, снимать программу «Играй, гармонь!». Где проводить мероприятие такого широкого масштаба? Лучшего места, чем сосновый бор в Кузедеево, не найдешь. Владимир Степанович рассказывает, как идея осенила его во сне, приснилось и место, где можно было поставить сценическую площадку, и удобный проезд для доставки материалов. Проснулся и в три часа ночи полетел в бор. С финансами решили, и работа закипела, за 27 часов возвели площадку, которая до сих пор служит искусству. Сибирское лето каждый год непредсказуемо, то нещадно-палящее, то плаксиво-дождливое. Появилась новая идея-программа оборудовать площадку тентом. Всю зиму придумывал, рассчитывал, математику пришлось вспоминать. К летнему сезону удобная сборная конструкция-шатер была готова.

Соло в дружной команде

Концерты, выступления для него – вторая жизнь. Репертуар широкий, недавно попробовал включить шансон, говорит, что зрители приняли хорошо. Утверждает, что любимых песен нет и быть не может, потому что поет те, которые по душе. Среди певцов предпочтение отдает Шульженко. Называя себя «проиводственником», не считает, что творчество должно отходить на второй план. И все успевает, днем что-то ремонтирует, отлаживает, с электричеством разбирается, а вечером – на концерт: «Спел, домой идешь, вроде и усталость прошла».

Во всех начинаниях его поддерживает жена. «Бабушка у меня не поет, – по-доброму поглядывает в сторону второй половинки глава семейства. – Мы разные. Но мы хорошая команда». Любовь Гавриловна институтов не оканчивала, 30 лет проработала на одном месте санитаркой в больнице. Приоритеты определила с молодости, это семья, дети, муж. Сегодня она работает в Доме культуры, помогает мужу выполнять его программы. Одна из них – благоустройство территории перед зданием культурного центра села. Заранее высаживает рассаду многосортовых цветов, которые летом радуют глаз ковровым разноцветьем. Изобилие вазонов с цветами и в доме у хозяйки. Вкрапленные рисунки цветов на фасаде их дома и бабочек на гараже – это творческие фантазии Любови Гавриловны. А у хозяина отдушина – яблоневый сад из 15 деревцев-красавцев, ухаживает, прививает по новым технологиям. Это мечта из детства. По дороге в школу все время засматривался на соседский участок, где на солнце, словно в раю, золотились яблони.

Все, что было задумано, нашло применение, 60 лет не возраст, когда ощущаешь себя на шестнадцать. Не пришло еще время останавливаться и оглядываться назад. Лишь бы здоровье не подвело. Программы требуют продолжения, и не ради званий и наград, а за скромное, по-доброму и вовремя сказанное «спасибо».

И. Канашевская.

Social comments Cackle