Жизненный путь на стыке двух наук

DSC_0020

Надежда Егоровна Воронина – дитя своей страны и своей эпохи, и в то же время её судьба самобытна.

В одиннадцатилетнем возрасте, оставшись без отца-фронтовика, она, одна из четверых детей в семье, и не предполагала, что найдёт себя в краеведении. Как писал Арсений Тарковский: «…О судьбах наших нет ещё и речи, / Нас дома ждет парное молоко…».

«Мама была простой рабочей в железнодорожном цехе КМК, – вспоминает Надежда Егоровна. – Одна нас поднимала. Помню детство босоногое. Бегали на улице, играли в прятки и в классики. Когда отец умер, его брат пригласил нас к себе в гости, в Краснодарский край, на летние каникулы. Я тогда впервые море увидела, впервые побывала в таком климате, где растут наливные яблоки, груши, черешня в изобилии».

Впечатление от поездки было таким сильным, что девочка стала мечтать о путешествиях и с удовольствием изучала географию. Это и привело нашу героиню на естественно-географический факультет Новокузнецкого пединститута. Студенческая пора осталась ярким и полным романтики фотоальбомом в кладовой памяти Надежды. Она с удовольствием «перелистывает его страницы». Лиц уже не разглядеть, а вот сила впечатлений увеличилась за давностью лет, хотя кажется, всё это было вчера.

Вот летняя практика по ботанике. Под Новосибирском и на Телецком озере. Два десятка беззаботных студентов живут в деревенском домике. Днём занимаются описанием растений, а вечером собираются у костра, после незатейливого ужина поют студенческие песни под гитару, шутят вместе с преподавателем.

«Один из нас оставался в домике, дежурил (наводил порядок, готовил еду), а остальные шли в поход изучать растения… Ночевали на полу в спальных мешках», – предаётся ностальгии Надежда Егоровна.

Она с удовольствием вспоминает и практику по физгеографии на Украине. Широкие мощеные киевские улицы с огромными древними каштанами по обеим сторонам. Великолепную Печёрскую Лавру. Ночные прогулки по городу, утопающему в цветах. Тёплый свет фонарей… Бесчисленные статуи царя зверей во Львове. Закарпатье с его чистейшим воздухом.

Ещё одно яркое впечатление оставила турбаза «Байкальский прибой», что раскинулась в заливе самого глубокого озера мира. Вода тёплая. К деревянному пирсу привязаны лодки, они покачиваются на волнах в ожидании загорелых пассажиров. Солнце на закате играет своими лучами, окрашивая горизонт в разные цвета подобно нерешительному художнику.

Надежда Егоровна нехотя «закрывает» этот сокровенный «альбом» студенческих воспоминаний.

После института, который наша героиня окончила с красным дипломом, она стала женой и мамой. С этого момента в жизни Надежды появились другие радости и другие заботы. Киев и Новосибирск стали точками на карте, по которой учительница Н.Е. Воронина «путешествовала» деревянной указкой…

Но однажды судьба преподнесла нашей героине подарок. Она оценила его не с первого взгляда. Надежде Егоровне предложили вакансию руководителя музея в Ильинской основной школе. Тогда Надежда ещё не знала, что путешествия во времени могут захватывать куда сильнее, чем путешествия в пространстве. Погружаясь в свою новую работу, новоиспеченный руководитель становился не только «туристом», но и «археологом», и «детективом», и журналистом, и архивариусом, и краеведом, и хозяйкой чистого и просторного помещения музея, где каждая вещь лежит на своем месте.

Экспонаты и информацию для комнаты боевой славы начали собирать более 50 лет назад с лёгкой руки учителя истории, участника Великой Отечественной войны Василия Васильевича Корноушенко. Руководимый им кружок «Поиск» славился на всю страну. Поисковики оформили (тогда еще в старой деревянной школе) уголок Славы, в котором были стенды с материалом о Герое Советского Союза И.С. Назарове и других земляках, погибших на фронте.

Учитель истории Елена Алексеевна Мамонтова приняла эстафету в 1986 – 1987 учебном году. Преобразование комнаты воинской славы в музей – её заслуга. Здесь появились бюст Ильи Семёновича Назарова и картины военной тематики, которые написал учитель ИЗО и черчения Ильинской ООШ Фёдор Васильевич Гаврилов. К 50-летию Победы оформили 13 стеклянных стендов, наклеили фотографии, набрали текст биографий фронтовиков из букв, вырезанных из бумаги вручную, установили тумбы, на которых лежали книжки-раскладушки с информацией об учителях, об участниках войны, списки погибших. Учителя и ученики всё это сделали своими руками.

С какой любовью Надежда Егоровна стала хлопотать и заботиться о своём новом детище! Изучала опыт других музеев, разрабатывала варианты современного оформления зала, сделала паспорт музея, провела инвентаризацию…

Наша героиня поддерживает здесь настоящую бурную жизнь. Каждый, кто приходит сюда – от первоклассника до ветерана – чувствует на себе заботу и гостеприимство хозяйки музея, её искреннюю заинтересованность в человеке. Поэтому кто-то из них вдохновляется посещать занятия музейного кружка, кто-то приносит новые экспонаты, а некоторые даже становятся помощниками Надежды Егоровны.

Ильинский музей стал не только хранилищем реликвий, но и площадкой для районных мероприятий. Здесь проводятся методобъединения руководителей музеев, а также учителей истории и географии, отмечаются юбилеи исторических событий… А скоро, 1 сентября 2016 года, музей будет праздновать своё 25-летие. И наша героиня уже мечтает о том, как к круглой дате управление образования сделает какой-нибудь широкий жест, как это было 5 лет назад.

Надежда Воронина счастлива, что нашла своё место в жизни. Участие в районном конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», получение звания «Почетный работник образования» и медали «За особый вклад в развитие Кузбасса» показывают, что её старания нужны Родине.

Краеведение – это, прежде всего, любовь к родной земле, к её тенистым лесам и цветочным полям, к её нелёгким и счастливым годам, к её неповторимым людям, это дань уважения тем, кто жил здесь до нас. Потому что без любви и уважения нельзя передать подрастающему поколению знания о предках, творивших историю своими ежедневными поступками. А когда дети узнают о них, они и сами хотят жить достойно.

Д. Акулова.

    Social comments Cackle