Жизнь, отданная людям, – счастье

DSC_1631

Слушая рассказ Виктора Васильевича Кобякова о его судьбе, я невольно вспомнила педагогический подвиг Антона Семёновича Макаренко. Оба они, забыв о себе и вооружившись добродушием, честностью, профессионализмом и любовью, посвятили свои жизни чужим детям. И оба занимали своих подопечных не только умственной деятельностью, ведь им в жизни пригодятся и трудолюбие, и смирение, и умение проявлять заботу о живых существах.

Наверное, главным учителем героя нашего повествования был его отец – простой сельский труженик, участник Великой Отечественной войны, который сказал однажды Виктору: «Сын, ты учишься для себя, – чтобы тебе жилось полегче, чем нам». Эти слова прочно вошли в сознание Виктора Васильевича и стали его маяком. Наш герой старался не только постоянно учиться сам, но и дать достойное образование как родным детям, так и своим ученикам. Второй человек, который помог определить направление жизненного пути Виктора, – его учительница истории Клавдия Петровна Мешанина.

Жизнь Виктора Васильевича, в ее истоке и устье, во всех круговоротах и водопадах судьбы, неразрывно связана с системой образования и воспитания подрастающего поколения. Когда-то он сам был учеником и ходил в школу пешком – два часа в одну сторону. Потом поступил на исторический факультет Кемеровского пединститута и после сдачи первой же сессии поехал работать в с. Ново-Подиково Барановского сельсовета Кемеровского района учителем, из-за чего пришлось перевестись за заочное обучение. А через год он был вынужден взять в руки бразды правления школой. Конечно, «необстрелянный» молодой человек переживал, что не справится с такой ношей. Но у него хватило разума найти вышестоящих наставников и обращаться к ним при возникновении любых сложных ситуаций.

Так мало-помалу рос руководитель. Виктор взял на себя ответственность за школу, за собственную семью, а потом и за общество – стал председателем исполкома Кондомского сельсовета, избирался депутатом, заместителем председателя горисполкома. И прямо или косвенно всегда был связан с образовательной сферой. А накануне 90-ых годов героя нашего повествования потянуло на малую родину. Так Виктор Васильевич стал директором Кузедеевской основной общеобразовательной школы, где проработал 16 лет.

Коллектив состоял из двух десятков учителей, а также работников хозяйственной сферы. «В 90-ые годы было страшно», – вспоминает наш герой. Когда новый директор приехал в свою родную школу, пред ним предстало неприятное зрелище: побеленные когда-то стены кабинетов изобиловали темными разводами, парты и стулья уже практически превратились в руины. Одним словом, его встретила разруха. Когда Виктору Васильевичу позвонил начальник управления образования Новокузнецкого района и спросил, что требуется для приведения учебного заведения в надлежащее состояние, в ответ он услышал: «Деньги. В первую очередь надо отремонтировать 3 кабинета». Уже через неделю в них были поклеены обои, потолки светились белизной, полы – свежей краской, стояла новая мебель. Директор получил зеленый свет для продолжения благоустройства школы.

После ремонта здания руководитель занялся окультуриванием 2 га прилежащей к школе земли. Здесь уже была опытная лаборатория по биологии в виде сада из грушевых деревьев и ранеток. Теперь к ним прибавились полосы овощей: моркови, капусты, картофеля, который сажали также и в поле. Виктор Васильевич старался каждого ученика сделать Человеком с большой буквы. «Труд, созидательная деятельность – основа жизни, – говорит он. – Кроме того, незатейливая работа зачастую помогает выявить талант в учащемся и развить его. О рабочих профессиях сейчас говорят очень мало. Простых тружеников не показывают с экранов телевизоров как тех, кто является опорой общества».

И дети, и родители в большинстве своем были довольны таким решением вопроса удешевления школьного питания. Да и совместный труд сделал отношения между учителями и учениками более теплыми. Задачей педагогического коллектива под руководством Виктора Васильевича было сделать школу по-домашнему уютной – и в обстановке, и в отношениях. И это ему удалось.

Школьная форма – еще один пункт, за который всегда ратовал наш герой. Некоторые дети очень неуютно себя чувствуют на уроках, не имея возможности одеться хорошо – как их одноклассники. На заседаниях родительского комитета и общешкольных собраниях директор искал и находил отклик на свои начинания.

Виктора Васильевича очень приятно слушать. Его речь больше похожа на письменную, чем на устную. Она логически выстроена, грамотна, обнаруживает большой словарный запас. Моему собеседнику свойственны культура и такт, и он столь же приветлив, сколь и сдержан. Директор, вышедший на заслуженный отдых, хвалит советский стандарт среднего образования. Читать, рассуждать, выражать свои мысли, хорошо говорить он научился в советской школе.

Совмещение работы руководителя и учителя отрицательно сказывалось на последней из них. Иногда приходилось передавать знания «на бегу». Поэтому свой предмет – историю – Виктор Васильевич давал блоками. Сначала читал лекции, по которым ученики готовились. Распределяли вопросы, обсуждали их в классе. Темы всегда все проходили. Та оценка, которую ставил наш герой, подтверждалась при поступлении в вузы с поразительной точностью.

«Самое приятное в работе учителя – это успехи учеников», – признается мой собеседник. Победы в олимпиадах, на конкурсах, достижения выпускников во взрослой жизни, благодарность окрыляют тех, кто несет свет знаний. Вечера встреч в школе проходили регулярно. Из Москвы даже приезжали выпускники, генералы, заслуженные люди. Лариса Петровна Юлина, учитель истории, директор средней школы в Малиновке до сих пор вспоминает напутственные слова Виктора Васильевича. Когда она поехала сдавать вступительные экзамены, он сказал своей ученице: «Ты всё равно поступишь!»

Демографическая яма положила конец школе, которую по крохам собирал, любил, холил и лелеял директор. Как и начальную школу в близлежащем поселке Коммуна, её просто снесли. А Виктор Васильевич вынужден был отправиться на пенсию.

На вопрос о том, какие были сложности в работе директором сельской школы, мой собеседник, не кривя душой, отвечает: «Недостаточное финансирование и нехватка кадров. На 2 – 4 часа где взять специалиста? За свой законный отпуск в 56 дней учителям приходилось проходить переподготовку. Порой из культуры, из города приглашал людей, а там свои нюансы».

Многолетний жизненный опыт подсказывает Виктору Васильевичу житейские мудрости. Он говорит, что для руководителя важно не только знание коллектива, внимательное отношение к каждому учителю, помощь в сложных моментах, доверие, но и применение демократического принципа, учитывание мнения каждого, взвешенное принятие решений и предъявление одинаковых требований ко всем. Даже в самые сложные моменты наш герой старался выглядеть уверенным, не показывать свои слабости.

Не понаслышке знает он о жизни сельского педагога. Деревенские дети, конечно, более добродушные, чем городские. Но в селе свои особенности. Работа поглощает почти полностью, а дома жена, трое детей, огород в 20 соток, коровы, куры, пчелы. И всем нужно внимание, забота. Мир и лад в семье Кобяковых – это заслуга жены Виктора Васильевича, Надежды Михайловны. Непросто было. Детей приучали к самостоятельности. Бывало, директор школы до утра сидел за домашним столом с отчетами, планами и тетрадями.

Восстановить силы после бессонных ночей помогала родная природа, которая, по словам нашего героя, смягчает любые обстоятельства. Идёшь за грибами, наслаждаешься красотой леса, выкидываешь из головы все проблемы и думаешь только о том, где притаился груздь или семейка опят. А когда домой принесешь, они чистенькие, гладенькие, приятно становится.

Почетный работник общего образования, обладатель множества грамот благодарен судьбе за то, что о нём помнят, пригласили в совет ветеранов. Наш герой вновь занимается общественной работой, в особенности патриотической. Он с удовольствие провёл внеклассные часы к 70-летию Победы, выступает на последних звонках и на линейках в День знаний, проводит беседы с учениками. Одна дочь Виктора Васильевича пошла по стопам отца. И есть надежда, что кто-то из четверых внуков продолжит педагогическую династию Кобяковых.

Д. Акулова.

    Social comments Cackle