Закулисье народного творчества

P1000386

В посёлке Чистогорском живёт умелец, который этой осенью на межрегиональном конкурсе деревянных скульптур «Воинская доблесть» в Томской Писанице получил диплом лауреата II степени. Нашего «Левшу» зовут Пётр Гурьевич Атменеев. В детской школе искусств №35, где вот уже полтора десятка лет он ведёт класс резьбы по дереву, этот человек на вес золота. «Единственный мужчина в коллективе. За помощью всегда к нему обращаемся. Он и замок отремонтирует, и стекло заменит», – наперебой хвалят его сотрудницы.

Сам хозяин кабинета, столь непривычного для школы искусств, напоминает мне моего дедушку в окружении его бесчисленных инструментов. Такой же трудолюбивый, аккуратный и спокойный. Носит рабочий халат в своей мастерской, где пахнет деревом. Несмотря на возраст, статный и сильный. Лицо серьёзное, а глаза улыбаются. Точь-в-точь как дедушка в моих детских воспоминаниях. Таких людей, любящих кропотливую работу, нелегко встретить в век скоростей.

Герой нашего повествования, родившийся одиннадцатым ребенком в одной из крестьянских семей засушливого Поволжья, с детства любил ковырять ножичком какую-нибудь корягу. Его отец не видел в этом творческого порыва и говорил сыну строго: «Хватит лентяйничать, иди поливать грядки». А старшие братья то и дело лупили «бездельника». Но Петру так нравилось вырезать из дерева, что ни в один из периодов жизни он не оставлял своего занятия. Мастер признаётся: «Моё оправдание на этой земле – Богом заложенное творческое начало. Оно мне всегда помогало. В трудные минуты я находил утешение, работая резцом или вырезая снежный городок».

Однажды, ещё в 90-ые годы, возвращался Пётр Гурьевич с дачи, нашёл на дороге кусок дерева и взял с собой. Жена ругалась, мол, и так «хлама» в доме хоть отбавляй. Наш герой вырезал из той кедровой бакулки букет роз, принёс эту диковинку в мастерскую, где трудился тогда, и предложил своим сослуживцам подарить её начальнице на 8 Марта. Мужчины оторопели, а когда к ним вернулся дар речи, сказали: «Такой вещи место в музее, а ты её дарить собрался как безделушку». Так народный умелец понял, что его творчество – не просто хобби, а настоящее искусство.

В каждом брусочке, в каждой ветке или коряге Пётр Гурьевич видит образ. И воспитанников своих учит быть внимательными и мыслить творчески. Мальчишки тянутся к своему мастеру. Общение на уроках три дня в неделю, совместные походы, подготовка к участию в многочисленных выставках делают своё дело. Даже спустя много лет после выпуска из ДШИ преподаватель остается для юных умельцев чуть ли не вторым отцом, с которым можно разделить горе и радость. В школе искусств целый выставочный зал отведён под декоративные деревянные тарелки и ладьи, шкатулки и фигурки домовых. Всё это сотворено руками чистогорских мальчишек.

«Даже взрослый не сделает того, что тут детьми сделано, – рассказывает об экспозиции Пётр Гурьевич. – Проще учиться вырезать, когда ты понимаешь, что именно делаешь. Поэтому начинаем с цветов, которые постепенно обкладываем узорами. В зависимости от года обучения ребята выполняют разные виды резьбы: контурную или геометрическую, плоскорельефную или рельефную, ажурную или скульптурную. Последнюю ребята применяют при выполнении экзаменационных работ. Они представлены здесь. Вот, например, молодой баянист, орёл, чаша-глухарь.

Те, кто только пришёл учиться, вырезают фигурки собачек, быков, богатырей, а после окончания всех четырёх классов ребята уже освоили виды резьбы. Должны уметь и дом, и квартиру оформить, и любимой девушке вырезать красивую шкатулку, заколку или браслеты».

Наш герой «и чтец, и жнец». Он сам ездит за сосновыми и кедровыми брёвнами, сам распиливает их на заготовки, сам наносит цветочный или геометрический орнамент на будущие произведения декоративно-прикладного искусства. Пётр Гурьевич печётся о том, чтобы ребята соблюдали технику безопасности в мастерской. Несмотря на то, что в каждой группе всего пять учащихся, за ними нужен глаз да глаз. В 10 – 14 лет мальчишки еще не совсем понимают, как могут быть опасны лобзики и тёсла.

«Потребность есть у меня с детьми разговаривать, – откровенничает наш герой. – На занятиях мы часто говорим о будущем моих воспитанников. Они вырастут и станут шахтерами, шоферами, металлургами. Все эти профессии опасные сами по себе. В них надо уметь и работать инструментом, и обезопасить себя. Я стараюсь научить их, предостеречь».

Перелистывая своё увесистое портфолио, мой собеседник вспоминает, как шёл к себе, к своему жизненному призванию и семейному счастью. Со школьных лет он занимался оформительской деятельностью. После окончания строительного техникума работал электриком, столяром, токарем, инструктировал школьников на уроках труда в цехе завода. И всегда жадно искал любые книги о деревянном творчестве. «Работа резчика сложная, и не каждый может оценить её. Были и годы одиночества, не нужен был никому. Ни как муж, ни как мастер. А 15 лет назад встретил понимающую женщину, Валентину, на которой и женился. Её родители всю жизнь делали заготовки деревянных ложек и за копейки их сдавали. Она понимает, что это за труд».

Валентина и в Томскую Писаницу поехала вместе с мужем. Она как бывший медработник побоялась отпускать сердечника одного. «Я первый раз был на таком конкурсе, – делится впечатлениями Пётр Гурьевич. – На нём собрались пятнадцать мастеров очень высокой квалификации, именитые, обладатели золотых медалей, народные мастера Кузбасса и России. Само общение с этими людьми мне многое дало». Мой собеседник с восхищением рассказывает о председателе комиссии конкурса деревянных фигур Юрии Михайлове, который по вечерам, растягивая меха гармони, пел в дуэте со своей женой старинные песни. В отличие от Михайловых наш герой не вращался всю жизнь в творческой среде, он проходил стройки, шахты, котельные – где только не работал. Поэтому концерт в народном духе в Томской Писанице взволновал Атменеева до «дрожи в сердце».

Пётр Гурьевич и сам умеет мастерством задеть за живое. Его конкурсная работа – скульптура «Птица Сирин» – «начала петь» ещё до того, как была полностью выполнена. Автор говорит, это оттого, что она делалась в основном резцом. Хотя дело тут, наверное, в таланте.

Деревянные медведи с гармошками и другие произведения, вышедшие из-под рук этого мастера, украшают дома некоторых звёзд российской эстрады и кабинеты политических деятелей. И всё же главные успехи для нашего героя – это успехи его воспитанников. Пётр Гурьевич вспоминает, как в 2005-ом году в Новокузнецком музее изобразительных искусств проходил конкурс резчиков юга Кузбасса, в котором участвовали и народные мастера России. Тогда весь музей был резьбой заставлен… В книге отзывов четыре записи посвящены работам юных чистогорцев. «Для меня это как орден получить», – признаётся преподаватель. А скульптура ещё одного воспитанника П.Г. Атменеева заняла первое место на всероссийском конкурсе резчиков по дереву, который проходил в заповеднике на Каме.

Пётр Гурьевич откликается на любую просьбу. Сделать для церкви распятие Иисуса Христа и купола, для ДШИ оформить в стиле деревянного зодчества концертный зал, для ставшего родным посёлка смастерить домового, который встречает гостей Чистогорска. За всеми этими работами стоит долгий путь Петра Атменеева – его тернистый путь к народному творчеству.

Д. Акулова.

Фото из архива П.Г. Атменеева.

    Social comments Cackle