За преодоление и волю

IMG_4585

Эта весна принесла преподавателю английского языка из Степновской школы Александру Владимировичу Хабарову немалые плоды из тех семян, что он посадил и вырастил. Победа в одной из номинаций областного этапа конкурса «Учитель года России-2016», медаль и нагрудный знак от губернатора – вот неполный список этих плодов.

Александр Хабаров не перестает меня удивлять. Ему в прямом смысле каждый шаг дается с трудом, начиная с первого, весьма запоздалого, детского шага. Но мой герой не помнит сложностей в своей жизни. Будто не приходилось ему вплоть до шестилетнего возраста проходить бесконечные врачебные кабинеты, выясняя диагноз. Будто не было обидно, что не может он, как другие мальчишки, играть в футбол и догонялки. Будто не замечал взглядов прохожих и их молчаливого резюме «инвалид».

Мой вопрос о моментах преодоления себя ставит Александра в тупик. Уж я бы нашла, на что пожаловаться, а он лишь растерянно улыбается, как бы извиняясь за то, что у него нет проблем. Заглянувшая на наше интервью заместитель директора Степновской школы по учебной части Елена Георгиевна Бушаева, будто подтверждая мои мысли, бросает фразу: «Наш Александр Владимирович такой позитивный, у него всегда все хорошо!».

Когда бы я ни встретила его, какую бы фотографию или видеозапись с его участием ни стала смотреть, всегда вижу на его лице широкую лучистую улыбку, задор и какое-то детское озорство.

После продолжительного раздумья мой респондент все же вспоминает: «Когда отец умер, а мне тогда было 17 лет, был момент, о котором Вы спрашиваете. Тогда мне нельзя было раскисать от потери близкого человека. Пришлось ответственность на себя взять, помогать маме скотину кормить, воду таскать. Вскоре начал машину водить, и задача что-то или кого-то увезти-привезти теперь легла на мои плечи. Раньше все это делал отец».

А мне вспомнилось, как Александр готовился к областному этапу конкурса «Учитель года». Я писала о нем тогда и звонила ему периодически, чтобы уточнить какие-то детали. И он постоянно был занят подготовкой: то снимал со своими учениками короткометражные фильмы на английском языке, то загружал контент на сайт, то собирал портфолио, то писал эссе… Коллеги рассказывают, как по утрам Хабаров приносил в школу статьи и слайд-шоу, которые делал дома по ночам, а потом как ни в чем ни бывало проводил свои положенные 6 уроков, после которых подготовка продолжалась в кабинете завучей.

Так совпало, что тема «Преодоление» попалась моему герою не только на моем интервью, но и на задании «мастер-класс» на областном этапе в Кемерово. Там для Александра и его команды пришло время очередных испытаний. За полтора дня им необходимо было сделать открытый урок.

«Тему мы заранее не знали, – вспоминает Александр Владимирович, – она была продиктована образовательным учреждением, где проходил урок, согласно календарно-тематическому планированию. Мы узнали ее в понедельник днем, а в среду уже проводили занятие. У нас не было заготовленной модели, поскольку не было известно, по какой программе мы пойдем и какое учебное заведение будет принимать нас. Период подготовки был волнительным, мне приходилось много учить, готовиться, повторять, практиковаться, еще и еще раз прогонять сценарий на моих коллегах».

Урок-путешествие, который стал итогом командного мозгового штурма и бурных прений, прошел на «четыре с плюсом», как потом отметила директор Степновской СОШ Эльвира Егоровна Охрименко, которая поехала в Кемерово поддержать своего сотрудника. Но для  юных участников этого урока, возможно, он останется самым интересным занятием по английскому языку в жизни. Представьте, как бы вы заинтересовались, видя, как учитель входит в классный кабинет с чемоданом, который, как позже выяснилось, совершенно пуст. Оказывается, тема урока – «Покупка одежды», а цель – введение лексических единиц и отработка диалогической речи.

Что ж, сибиряки не сдаются! Хабаров разделил ребят на три группы и предложил им «собраться в путешествие». Одна команда «ехала» в Австралию, вторая – в Великобританию, третья – в США (штат Аляска). «Ok Google» – в помощь. На голосовой запрос учителя на мультимедийную доску был выведен скриншот с погодой в этих странах. Ребята «пошли в магазин» и «купили» там необходимые вещи, озвучив диалоги с продавцом. Ярким завершением урока стало селфи на фоне саванны с жирафами, бигбена и хаски на севере. На видеозаписи видно, как счастливо улыбаются дети от этой «изюминки» урока.

«Урок – это своего рода спектакль, который можно перестраивать до бесконечности. Различные виды деятельности, различные виды рецепции, визуальный, аудиальный, кинестетический каналы участников задействовать можно. Поскольку на занятии использовались макеты вещей, все каналы были задействованы, несмотря на то, что регламент урока был ограничен 20 минутами.

Огромное спасибо тем, кто помогал мне при подготовке, это группа поддержки в лице методиста ИМЦ Новокузнецкого района М.Ю. Сошиной, директора нашей школы Э.Е. Охрименко, заместителей директора И. С. Поповой и Е. Г. Бушаевой, а также учителя английского Степновской СОШ Т.Ю. Ермоловой. Помогали мне и соперники. Они подавали руку при подъеме по ступенькам, на сцене стул ставили, чтобы я мог на него опереться», – рассказывает мой собеседник.

На испытании «Образовательный проект» группе моего героя попалась тема, которая сопряжена и с ним лично, это инклюзивное обучение, то есть обучение для всех детей, вне зависимости от ограничений по здоровью. Здесь Хабарову пригодился жизненный опыт.

Итогом пятидневной проверки на профессионализм и выносливость стало лауреатство в одной из пяти номинации – «За волю к победе». Сам участник, его группа поддержки и «болельщики», которые, находясь в п. Степной, присылали sms-сообщения со словами веры и надежды и голосовали за участника в интернете, выдохнули с облегчением. Но это еще не завершение истории.

Через пару дней после возвращения с конкурса в школу позвонили из Кемерова и сказали, что Хабарову необходимо приехать в областную столицу снова, в этот раз на губернаторский прием. Нашему герою были торжественно вручены значок «Учитель Кузбасса» и медаль «За честь и мужество». Прием был посвящен чествованию педагогов, которые участвовали в конкурсах педагогического мастерства: «Учитель года», «Преподаватель года», «Сердце отдаю детям» и «Самый классный классный». Кроме того, были награждены ученики, которые заняли 1 – 2 места во Всероссийской олимпиаде школьников.

Менее заметный, но значимый результат непрестанной методической работы нашего героя – второе место в районном конкурсе образовательных проектов. По его результатам было создано пособие под названием «Применение технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка».

«Какие трудности? Да никаких, – откровенничает мой собеседник. – На прошлой неделе я написал статью по теме «Развитие речи у детей на уроках английского языка». Она будет опубликована в электронном методическом сборнике института открытого образования. Поскольку при сегодняшней системе оценки качества образования, а в частности, ГИА и ЕГЭ, ученики в основном заточены на выбор вариантов ответа, они теряют способность к развитию разговорной речи. Поэтому методисты открытого центра ИМЦ нашего района решили составить сборник «Развитие речи в общеобразовательных учреждениях при проведении учебной и воспитательной работы с обучающимися».

Кроме того, мне нужно будет зарегистрировать Новокузнецкое районное отделение Всероссийского общества инвалидов как общественную организацию. Это моя обязанность председателя. Сложность в нехватке времени. Учебные программы еще надо составить. Вот такие задачи, касающиеся работы. Трудностей нет».

«Я никогда не хотел спать в сончас в детском саду. Это было ужасно. Меня успыляют-усыпляют, я не сплю, а потом усну, начинают будить, и надо вставать. Большее преодоление, чем это, мне сложно вспомнить», – смеется мой респондент. И по всему видно, что какие бы испытания жизнь ни приготовила Александру, он преодолеет их по-хабаровски, изящно и легко.

Д. Акулова.

Фото из архива Степновской СОШ.

    Social comments Cackle