«Вторая мама», а кому-то и первая

DSC_0045

Может быть, это обычная фобия художников, но когда вырисовываю человека, всегда боюсь упустить самый важный штрих. Знакомясь с новым героем материала, стараюсь узнать, чем он дышит, и, задавая вопросы, стремлюсь поймать, кажется, ускользающую от моего взгляда суть его личности, ключ к его индивидуальности. Вот новый для меня человек – учитель начальных классов Сосновской СОШ Наталья Ивановна Буглевская. Она открывает передо мной свой классный кабинет – особый мир, в котором учитель и ученики живут, то есть познают, удивляются, расстраиваются, выстраивают отношения.

– Наталья Ивановна, почему Вы стали именно учителем и именно начальных классов?

– Моя мама говорит, что я «родилась с указкой». Уже в 5 лет читала книжки одногруппникам по детсаду, чуть позже стала играть со своими младшими братьями в школу. Работать с малышами – моя природа. Это идёт изнутри. Вообще, я заметила, что какая-то невидимая рука ведёт меня по жизни. Она выстраивает порой сказочные ситуации, помогает, оберегает в трудные минуты. А их было немало. Думаю, это рука Бога, моего главного Учителя по жизни, который через любые писания и конфессии несёт мир и любовь. Когда 10 лет назад я с дочерью и своей единственной дорожной сумкой приехала в Новокузнецк к деду и отправилась искать работу, то нашла её, буквально только отойдя от дома. Зашла наобум в администрацию Новокузнецкого района, а там, в управлении образования, как раз директор Николаевской школы Лилия Васильевна Мартыненко сетовала на нехватку кадров. У меня за плечами семилетка музыкальный школы, хореографическая школа искусств, педучилище. Ну чем не проведение? Конечно, пользуясь тем, что в городе есть пединститут, получила ещё и высшее педагогическое. Приходилось и депутатствовать, и директорствовать, и завучем работать, но я не администратор, я учитель. Мне нужно полностью погружаться в работу с детьми, тогда чувствую счастье и удовлетворение.

– У Вас единственная дочь?

– Самое большое счастье, достижение, богатство и ответственность в моей жизни – это мой ребенок! Сейчас Ирине 20 лет, она учится в Томском медицинском университете на фармацевта-провизора. Поступила на бюджет! В тот год был большой конкурс. Моя дочь целеустремленная и ответственная. Ей при жизни можно памятник ставить. Сколько мытарств она со мной пережила! Мы ведь из Казахстана приехали. Она тогда в первом классе училась. Посреди учебного года ей пришлось менять школу. Сначала мы во Владимирской области жили, у моих родителей. Они люди простые, мама окончила кондитерское училище, сейчас домохозяйка, папа механик, открыл свою СТО. Первое время мне было в диковинку, что стены обиты картонками, а лампа работает на керосине. Но я увидела, что в средней полосе России нет условий для развития, и двинулась с дочерью дальше, в Сибирь. Ирине пришлось пройти вместе со мной и Николаевскую школу, и Тайлепскую, и Сосновскую. Доча никогда не роптала. Она всегда поддерживала меня, помогала и ценила мои усилия. Ведь поначалу мне приходилась работать одновременно в двух школах (вела музыку, ИЗО) и в клубе. Была художественным руководителем: ставила танцы, проводила репетиции хора, аккомпанировала, писала сценарии, разрисовывала задники, сделанные из обоев. Не было ни одного выходного, и об отпуске не мечтала. Но всё же обеспечила достойную жизнь своей дочери. Когда я думаю, почему один ребёнок, понимаю, что я нужна другим детям – ученикам. Одна моя выпускница сделала деревце, на ветке которого гнездо с птенчиками. Птица прикрывает их своими крыльями. «Птица – это Вы, Наталья Ивановна, а мы – птенцы», – сказала девочка и подарила мне этот сувенир. Я не смогла сдержать слёз. Дети заставляют меня плакать на выпускных балах и в День учителя. Столько добрых слов, столько любви и благодарности! Да и через много лет после выпуска подходят, здороваются, рассказывают о своей жизни мои птенчики, которых уже трудно узнать в высоких парнях и стройных девушках.

– Почему Ваша дочь не захотела идти по Вашим стопам?

– Она сказала: «Не хочу, чтобы страдала моя семья». Потому что работа учителя забирает много времени и сил.

– Часто общаетесь с Ирой? Нет желания переехать к ней поближе?

– Созваниваемся каждый день, а видимся по мере возможности. Летом она берёт меня с собой в походы по горам близ Красноярска, на фестивали, которые проходят в Питере. Томск – это студенческий город, мне там комфортно, часто приезжаю к дочери на праздники. Но жить и работать люблю здесь. В Сосновской школе такая администрация шикарная! Нина Васильевна Зубреева – прирожденный директор, профессиональный и внимательный руководитель. У нас почти все кабинеты в школе оборудованы по последнему слову техники. Так получилось, что я работаю в двух классах (в общей сложности 40 детей), поэтому завуч Оксана Владимировна Деменская так строит расписание, что пока я веду основные предметы в одном классе, в другом проходит урок музыки, ИЗО, окружающего мира или физкультуры.

– Трудно два класса курировать одновременно?

– Не то слово! У меня первоклашки и второклашки. В сентябре мне казалось, что тихо схожу с ума, потому что надо деньги за обеды принять, проблемы решить, какой урок сказать, на все вопросы ответить. А учитель начальных классов – это как в том мультике про обезьянку, за которой много-много обезьянок. Но постепенно всё устаканилось. Администрация школы создаёт условия для профессионального роста: отправляет на районные семинары и конференции, выдвигает на конкурсы. В 2012 – 2013 учебном году я стала победителем муниципального этапа конкурса «Самый классный классный», а в областном туре вышла в полуфинал. Мои методические разработки участвуют и даже побеждают в различных конференциях и конкурсах как всероссийского, так и международного уровня. Это «Новые идеи», «Талантикус», «Открытый урок»… На «Учитель года» сватают меня. Пока коплю силы для такого марш-броска, хотя надо честь школы защищать. Хочется радовать администрацию в благодарность за заботу.

– Какое самое большое открытие для Вас было в процессе взросления Вашей дочери?

– Когда Ире было 15 – 16 лет, я переродилась как мать, полностью поменяла своё поведение в отношении дочери. Поняла, что она личность и надо к ней уважительно относиться. Конечно, я стараюсь и в своих учениках видеть душу, индивидуальность, я не верю, что человек от обезьяны произошёл. А тогда, в ситуации с дочей, пришлось применить знания педагогики, психологии, возрастных особенностей. Для меня это был своего рода экзамен.

– Ваша главная роль в жизни – мама или учитель?

– Я не могу одного от другого отделить, потому что даже будучи мамой, я учитель, а будучи учителем – мама. Переживаю за моих малышей, когда у них проблемы в семье. Дети бывают голодными, разутыми, раздетыми, а порой и в обеспеченных семьях чада не нужны своим родителям. Я не могу понять, когда рождаются дети и растут как трава придорожная. Очень болезненно это воспринимаю. Инстинкт матери в подкорке заложен, это как есть, пить, дышать. Еще переживаю, когда возникают конфликты внутри класса. Журю по справедливости. В учебном процессе стараюсь не навредить, проявить мудрость: не требую от ученика того, на что он не способен, но помогаю ему потихонечку расти над собой. Если ребёнок заболел, пропустил, отстал, оставляю после уроков, и нагоняем программу. Каждое утро на пороге школы меня ждут два поколения выпускников, им надо обняться. В наше время родители заняты зарабатыванием денег, детям не хватает общения с ними, тактильных ощущений. А обняться – это так просто! Я заметила, что наша работа хорошо влияет на здоровье, потому что с детьми общаемся. Даже болезни оставляют. Когда начинаются каникулы, спина заболела, шею свело, голос пропал, давление поднялось. Как только выходят дети, я не знаю, что происходит, но уже ничего не болит.

– Каково Ваше отношение к ФГОСам и другим нововведениям министерства образования?

– Я всеми руками – «за!» и всегда в первых рядах на обучение всему новому в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей. Мне нравятся и развивающие программы, и «Школа 2100»… Если ты хороший учитель и знаешь своё дело, ты и новое правильно применишь. Учитель должен быть гибким. Нельзя приделать колесо от телеги к «джипу». Также нельзя устаревшими методами и средствами учить сегодняшних детей. Поколения меняются. Сегодня у ребят восприятие клиповое (информация-картинка), его формируют современные технологии. Да и отношение к учителю изменилось. Раньше это была модель «гуру – ученик», сейчас обе стороны учебного процесса – его полноправные участники. В работе учителя мне больше всего нравится, когда у ребенка во время урока в глазах появляется «эврика».

– За что Вы благодарны своей маме?

– За жизнь. За заботу. Я вспоминаю детство. Свой дом, баррикады, тоннели, мама вместе с нами. Прятки. Зимой мама была Дедом Морозом, с мешком, с играми. И она всегда мне позволяла заниматься тем, что мне нравится: указкой махать, на инструменте играть, танцевать…

– Откуда берёте силы?

– Считаю, что человек должен полноценную жизнь проживать, а не сидеть у телевизора. Я живу в деревне Николаевка, в своем доме. Его мне дала и помогла приватизировать сельская администрация. Это удивительно! В наши дни жильё не раздают направо-налево. Я очень благодарна за такой подарок судьбы! Во время отпуска с земелькой вожусь в меру своих сил и возможностей, медитирую, загораю, отдыхаю. А с сентября по июнь езжу в Сосновскую среднюю школу. Вот уже седьмой год. Раньше – за рулём автомобиля, это всего 20 минут занимало. А в этом учебном году – на автобусах. 40 минут по Николаевке – пешком, потом на рейсовом – до Новокузнецка, а там уже пересаживаюсь на тот, что едет мимо Сосновки. Тут тоже пешком. В общей сложности 1,5 часа в одну сторону. Но мне даже нравится. Иду с работы по висячему мосточку, по своей деревне. Красота! Снег белейший – без очков никак, воздух чистейший: зимой здесь на 10 градусов холоднее, чем в городе. Любуюсь красотой природы, и колготня, шум, звон прошедшего дня выветриваются из головы, домой прихожу отдохнувшая. Там ещё тетради проверять, домашними делами заниматься. Мне ли, психологу-любителю, человеку, тянущемуся к духовности, не знать, как нужны минуты тишины в наш неспокойный век!

Д. Акулова.

    Social comments Cackle