В продолжение первого урока

BYA38143

Большинство молодых людей того времени было заражено романтической идеей освоения целинных земель и стремились попасть в число счастливчиков, которые, одержимые призывами партии, получали долгожданную путевку в новую трудовую жизнь. З. Ф. Косарева еще в школе сделала выбор: ее целина – педагогика.

Больше ни о чем семиклассница одной из новокузнецких школ и думать не могла. Ближайшая ее цель – поступление в пединститут. Но жизненные обстоятельства внесли коррективы в ее планы. Семилетнее образование завершилось успешной сдачей экзаменов. А после состоялся короткий диалог с отцом. Услышав, что дочь хотела бы продолжить учебу в школе, он в ответ промолчал. Семья жила скромно, роскошью не избалованная, кроме Зои, росли еще трое детей. А учебу в старших классах приходилось оплачивать из родительского кармана. Немногословность – это присутствовало в характере отца. Но дочь всегда понимала его с полуслова, с полувзгляда. И на следующий день, забрав документы из школы, отнесла их в педучилище.

В профессиональном учебном заведении начались уже вступительные экзамены, и секретарь приемной комиссии, оценив аттестат школьницы, посоветовала пойти на экзамен прямо сейчас, как раз в это время сдавала группа городских абитуриентов. Зоя засомневалась: она всегда усердно готовилась к занятиям, а вот так, экспромтом, да на экзамен?! Тогда ей предложили прийти через два дня, когда вступительные испытания будет проходить второй поток, выпускники школ из сельской местности. Поступив в училище, Зоя так и проучилась все четыре незабываемых года с сельскими девчатами. И до сих пор бывшие сокурсницы не теряют друг друга из виду. Их дружба крепнет с годами, они созваниваются, встречаются, ни один день рождения Зои Федосеевны не обходится без их внимания. Могут нагрянуть без предупреждения, а иной раз приезжает кто-нибудь одна, на разведку, справится о самочувствии подруги, а потом уже собираются все вместе.

После окончания училища Зоя не прилагала особых усилий для того, чтобы остаться в городе и по распределению поехала в Новокузнецкий район, в школу-семилетку с. Красулина. Первые ее воспитанники – ученики начальных двухкомплектных классов. Работала в две смены. Приходилось преподавать и старшеклассникам такие предметы, как пение, рисование, часто проводила уроки по математике. Сильно волновалась, когда в первый раз пришлось подменять педагога математики в старших классах, прежде всего тревожно было за дисциплину. Но «дебют» оказался удачным, 45 минут прошли в рабочей спокойной обстановке. В Красулино она отработала четыре года. Здесь встретила свою судьбу. Вениамину Семеновичу, молодому специалисту, приехавшему в село после окончания военного училища, предоставили должность ветврача. Встречи, продлившиеся два года, завершились свадьбой. Здесь родился первый ребенок – дочка Надя. По семейным обстоятельствам семья Косаревых перебралась в п. Рассвет, на родину мужа. Директор Красулинской школы долго оттягивал с переводом, не хотелось отпускать ценного сотрудника.

На новом месте жительства родились два сына, Борис и Игорь. Работа отнимала много времени, такова ее специфика, что больше внимания порой доставалось ученикам, чем своим родным детям. Не оставляла работа и дома, когда дети засыпали, она садилась за тетрадки, разрабатывала методические пособия, придумывала сценарии к тематическим мероприятиям. В Куйбышевской школе продолжились учебные будни, насыщенные уроками, внеклассными занятиями. Зоя Федосеевна продолжала работать в старших классах, часто заменяя учителя математики. Но больше интереса все же проявляла к малышам, с которыми начинаешь все с чистого листа, прививаешь правила написания и умение управлять ручкой, обучаешь азам грамоты и объясняешь, как буковки, «взявшись за руки, идут на прогулку», создавая слоги, а из них уже рождаются слова. Много лет она проработала с самыми маленькими, шестилетками. Каждый ученик для нее – отдельный мир, маленькая личность с разными способностями, неповторимым характером. А ожидаемый результат запланирован один, через полгода все должны усвоить науку письма и чтения. Профессия педагог – одна из тех, которая основана на большой ответственности.

Перешагнув пенсионный возраст, она не ушла из школы, продолжая еще долгое время проводить свои первые уроки. Но такова арифметика жизни, что последующие годы не прибавляют здоровье. В последнее время все труднее становилось преодолеть путь до работы. Зоя Федосеевна вспоминает, как утром добиралась неспешными шагами до пригорка, откуда открывался вид на школу. Там ее ждали, встречали радостными улыбками родные детские лица, заприметив через большие школьные окна. Это придавало силы, усталость отступала. «Вжилась я в эту работу, – говорит Зоя Федосеевна. – И никогда у меня не было мысли поменять на что-то другое». Ушла сама, по собственному желанию, когда поняла, что дорогу нужно уступать молодым.

Для большинства жителей пос. Рассвет она была и остается первой учительницей, открывшей для них дверь в мир начальных знаний. В Куйбышевской школе она отработала без одного года 50 лет, а общий ее педагогический стаж 53 года. Заслуги трудовой деятельности можно проследить по грамотам и благодарностям не только районного и областного уровней, но и наградам российского масштаба. Сколько учащихся она провела за годы по тропинкам знаний, трудно подсчитать. По-разному сложились их судьбы. Зоя Федосеевна – первая учительница бывшего главы района Виктора Леонтьевича Медведева. В ее воспоминаниях отложился образ маленького, коренастого мальчонки в фуфайке с отцовского плеча, один в один похожего на Филиппка из рассказа Толстого. Много лет спустя после окончания Красулинской школы Виктор Леонтьевич приезжал повидаться со своим первым учителем. В доме много фотографий ее воспитанников разных выпусков, все снимки Зоя Федосеевна формирует в школьные альбомы. Три года назад в качестве почетного гостя ее пригласили на вечер встречи учащиеся первого выпуска Куйбышевской школы. Первый учитель, первый урок – незабываемые мгновения и для ребят, и для педагога. Первой учительницей она стала и для детей, у нее учились дочь и один из сыновей. Через бабушкину азбуку прошли два внука, две внучки.

Сегодня в отчий дом к маме, бабушке приезжают повзрослевшие дети, подрастающие внуки. Всегда рядом надежный защитник, четвероногий друг Рика, добродушный лабрадор симпатичного шоколадного окраса, подарок одного из сыновей. В минуты вдохновения она обращается к заветной зеленой тетрадке, исписанной ее стихами, в которых отражены разные периоды жизни. А началом творчества снова была работа, когда приходилось сочинять сценарии для классных мероприятий, стихи, посвященные знаменательным датам. Все это наследство она передала в Дом культуры. Для себя стала писать, когда осталась без мужа, зарифмовывая чувства и переживания, обращения к нему, который так рано ушел и с которым так мало пожили. «Давно не заглядывала в тетрадь, – предается своим воспоминаниям Зоя Федосеевна. – Сейчас не пишу, нет вдохновения такого».

Я не могу найти занятий,

Чтоб снова было по душе,

Чтоб можно было бы заняться,

Забыв о времени и сне.

Отдельная тема стихотворений – ее работа, в которую вжилась, не изменив ей, которая до сих пор будоражит ностальгические нотки. Порой охватывает необъяснимое волнение, проходят минуты, и выясняется причина: сегодня же дети после каникул идут в школу. Для кого-то это в первый раз.

И. Канашевская.

    Social comments Cackle