Урок распахнутого сердца

DSC_0011

«Мария Михайловна – это мамочка для всех нас, ее учеников», – говорит о своей дорогой учительнице и бывшей коллеге, а также классном руководителе своего сына Зинаида Васильевна Кель, которая сейчас работает в атамановской больнице. Она провожает меня в дом Чунаревых, где заодно проведет очередной осмотр главы семейства – Ивана Ивановича. На протяжении всех 48 лет, пока его жена работала в школе, он давал возможность своей ненаглядной Марии Михайловне дарить душевное тепло и заботу всем детям поселка. Он знал, что у его супруги добра и ласки хватит и на свою семью, где росли трое детей, и на учеников… Да что там говорить! Для каждого цветка и саженца в огороде, для кота, для козочек, для кур – для всех хватает места в этом любящем материнском сердце.
Хлебосольная хозяйка, которой 30 марта исполнилось 75 лет, усаживает нас за накрытый стол, приветливо улыбается, рассказывает о своей жизни хорошо поставленным и в то же время мягким голосом, в котором прячутся задорные смешинки. В ее осанке есть что-то аристократическое, что на удивление легко сочетается с простотой и скромностью характера моей героини. В ее жизни всегда было много забот… И много счастья.
С трудностями Мария познакомилась еще в детстве. В послевоенное время давали по 200 граммов муки на человека. Что только в нее не добавляли! И колбу, и толченую сухую «губку» от подсолнухов… Из этого хлеб пекли… Как говорится, голь на выдумку хитра. Дрова возили на саночках. И сено. Правда, коровы долго не жили. Наверное, от голода умирали. С восьмилетнего возраста летом вместо каникул девочка наряду с другими детьми работала в колхозе. Из пшеницы снопы ставили, подсолнухи срезали и колотили их, возили копны…
В те годы, чтобы учиться в школе, надо было многое преодолеть. В родной алтайской Кедровке была только семилетка, после ее окончания Маша поехала к старшей сестре в Новокузнецк, где училась 8 – 9 классы. Десятый заканчивала опять же на Алтае, в Пуштулиме, который располагается недалеко от Ельцовки. Жила там на квартире у чужих людей и два раза в месяц, в субботу, после уроков шла пешком 30 километров домой к маме. Мария, как и другие дети, бредущие (хорошо, что вместе) в темноте по снегу, боялись заблудиться, ориентировались на керосиновые лампы, которые светили в окнах некоторых домов. В воскресенье учеников по распоряжению председателя колхоза провожали на лошади. Родители давали им с собой картошку, муку, хоть ее и немного было в те годы.
Школьная форма была не у всех, но машина мама Ульяна была на все руки мастер. Сама ткала, сама шила и красила корнями растений одежду для своих детей. «Помню, платьице было коричневым, – говорит Мария Михайловна, – а фартуки черные тогда носили, белый воротничок был вязан крючком. На моем фартуке мама делала вышивку. И сумку мне ткала изо льна и вышивала сама. Мало у кого была такая роскошь». Отец умер в мае 1945-го, хоть и служил в Барнауле. Голод и слабое здоровье сделали свое дело. Матери пришлось одной поднимать троих детей. «Днем мама работала, а ночью шила на заказ. Без этого бы не выжили. Пошив платья тогда стоил один рубль», – вспоминает хозяйка.
После окончания Бийского пединститута новоиспеченная учительница математики проработала 3 года в родной кедровской школе. К моменту переезда в Атаманово у Марии с Иваном было уже двое детей. Учитель, завуч, социальный педагог, методист, руководитель районной секции математиков, но в первую очередь – хозяйка, жена и мама. Никогда она не повышала голос, никогда не ругала учеников, все помнят ее ласковое отношение. Могла и обнять, и поцеловать. Спрашивала больше всего со своих родных детей, которые учились в той же школе.
С мужем Мария Михайловна живет уже пятьдесят пятый год. В мире, в согласии, в любви… Всегда хозяйство держали. Огород большой. Да и цветов раньше было море, наша героиня часто приносила в школу букеты со своих клумб.
В детстве Маша мечтала быть диктором (как Левитан), и даже летчиком, а когда математику, которую девочка с трудом понимала, стала преподавать Фаина Михайловна Батуева, учитель от Бога, моя героиня окончательно определилась с будущей профессией. В те времена с 4-го класса каждый год экзамены сдавали. Мария стала все понимать и училась с удовольствием, была комсоргом. Придя работать в школу, она заражала этой тягой к знаниям и своих учеников: почти все они были хорошистами и отличниками. Ведь когда классный руководитель поддерживает хорошие отношения с родителями своих подопечных, бывает у них дома, мамы и папы больше внимания уделяют успеваемости своих чад.
Конечно, эта удивительная женщина проводила не только увлекательные уроки и тематические вечера, фестивали и круглые столы для своих учеников. Не только участвовала в самодеятельности – пела в хоре, даже ездила в его составе в областную столицу, на радио выступала. И квалификацию повышала ежегодно (в Новокузнецке, Кемерове, Томске). Главное достижение Марии Михайловны – это даже не «Отличник народного просвещения» и не «Ветеран труда», а то, что она научила своих детей, своих шестерых внуков и своих учеников жить с открытым сердцем, любить всех, радоваться жизни, дарить счастье одним своим видом. Не важно, как трудно приходится ей в жизни, наша героиня всегда готова ободрить, поддержать, обогреть душевным теплом.
Мария Михайловна пятый год не работает в школе, но ее приглашают туда на мероприятия. Порой школьники даже на улице подбегают к ней, чтобы обнять. Сейчас задачки по математике – язык не поворачивается так ее назвать, но все же – бабушка решает для того, чтобы тренировать память. Она с удовольствием заботится о муже, шьет и вяжет, делает вкусные заготовки на зиму, ведет домашнее хозяйство…
Возможно, душевные силы наша героиня получала от любимой профессии или от заботливой мамы, которая всю жизнь была рядом и помогала своей дочери (Мария даже в декрете не была), а может быть, секрет ее счастья в любящем, терпеливом и понимающем муже… Но, мне думается, что это как раз тот случай, когда быть счастливой и дарить радость окружающим – собственное решение человека, которое не зависит от обстоятельств, а, скорее, наоборот, влияет на них.
Уходя из этого гостеприимного дома, мне захотелось взять у Марии Михайловны номер телефона, чтобы хотя бы еще раз позвонить ей, услышать ее бодрый голос и почувствовать жизнеутверждающее начало, исходящее от нее так же естественно, как лучи исходят от солнца. Поистине, женственность, материнская забота, любовь и мягкость – это животворящая сила, бальзам, способный врачевать душевные раны. От чистого сердца хочется пожелать нашей имениннице бодрости духа, крепкого здоровья и энтузиазма еще на многие годы!
Д. Акулова.

    Social comments Cackle