Служить другим, не теряя себя

DSC_0179

Вчера, 21 апреля, был День местного самоуправления. И мы хотим рассказать об одной из ярких глав. Ольга Васильевна Жезмирская приятно удивила меня с первых минут нашего телефонного знакомства. Едва узнав о предстоящем интервью, она стала расспрашивать о том, как нас лучше встретить и приветить. И я поняла: не бывает бывших глав территорий. Если человек привык заботиться об окружающих, это будет проявляться в каждом его слове и поступке. И все же в Сары-Чымыш я ехала с вопросом: «Правильно ли женщине быть сильной, руководить людьми, быть лидером в обществе или же она, наоборот, должна вдохновлять мужчин на подвиги своей слабостью и ограничить свою карьеру домашним очагом?». Поэтому разговор с Ольгой Васильевной стал для меня своеобразным исследованием.

Лидерские качества Оля стала проявлять еще в детские годы. К тому же ее отец был руководителем – начальником экспедиции и начальником смены на аглофабрике. А мама – главным бухгалтером трансагентства. Как говорится, яблоко от яблони…

Ольга была школьной активисткой, старостой групп в педучилище и пединституте. Отец поддержал свою любимицу. Он оберегал её от домашних дел, будто видел наперед, что, выйдя замуж, его младшая дочь переедет в деревню, и там свекровь доброжелательно и с любовью научит её всему: и печку топить, и хлеб выпекать, и корову доить.

А пока молодая воспитательница детского сада играла в футбол со своими подопечными, учила их рисовать, лепить дымковскую игрушку, сама выпиливала из фанеры заготовки для раскрашивания, художественно оформляла стены детсада.

Невысокая, с двумя «хвостиками» на голове, в тапочках, Ольга Васильевна с виду почти не отличалась от своих воспитанников. Но это только с виду. Ей надо было углядеть за тридцатью шалунами. «Я всегда любила детей и понимала их, – рассказывает моя собеседница. – Никогда не повышала голос. Помню, один воспитанник часто создавал проблемы, бил ребят. Он очень хорошо рисовал. Ему нравилось коней изображать. Как только он начинал «выпрягаться», я его просила нарисовать коня. И я уверена, что найти подход можно к каждому ребенку».

Несмотря на свой юный возраст, Ольга с легкостью заменяла маму многим дошколятам. И когда на летней даче после отбоя слышались всхлипы «Хочу домой», воспитательница искренне говорила детям: «Я тоже к маме хочу! Я тоже только от мамы», потом рассказывала малышам сказки, исполняла песенки.

Бывало, в случае необходимости брала некоторых воспитанников из круглосуточного садика к себе в банный день. Детки не только становились чистенькими, но и играли с «усатым нянем». Ольгин муж всегда мечтал, что их дом будет наполнен шумом, гамом и детским смехом.

Ольга, горожанка, без страха и сожалений перебралась в родное село своего суженого, Сары-Чумыш. Скот развела, цветов насадила. Но это случилось не сразу. Переезд пришелся на 1975 год. Хорошей дороги в Чумыш еще не было, каждая хозяйка пекла хлеб сама. «А я не то что хлеб выпекать, я печку не умела топить, – с улыбкой вспоминает Жезмирская. – Муж придет с работы, а я вся в саже, но зато с буханкой. И потом научилась хлеб печь. Даже мой дедушка заказывал его, когда приезжал в гости».

Ольга Васильевна освоилась в деревне и стала работать главным бухгалтером в сельсовете. Не прошли даром олимпиады по математике, помогли и мамины гены. Ольга (а потом и ее дочь) продолжила династию бухгалтеров, начатую мамой нашей героини. И всё же вначале пришлось хорошенько поучиться. Причем Ольга Васильевна вникала не только в систему подсчета денежных средств, но и в работу сельского совета. Тяжело в учении, легко в бою. Когда Жезмирскую повысили до председателя сельсовета, она довольно хорошо ориентировалась в своей новой работе.

Потом наступил страшный 1985 год, разделивший бытие моей героини на 2 половины. Кончина мамы и инсульт папы опрокинули жизнь Ольги. Она, младшая дочь, любимица родителей, которая всегда чувствовала их защиту и в любой момент могла обратиться за поддержкой, теперь вынуждена была сама стать опорой для отца. Не раздумывая, дочь вместе со своей семьей переехала к папе. Ольга Васильевна сама еще не оправилась от потери, но близким уже требовались забота, жизнелюбие и душевное тепло. И наша героиня стала искренне молиться. «До этого я, как и большинство советских людей, не чувствовала, что Бог ведет меня по жизни, что Он рядом даже в трудные моменты. В 1984 году, когда сильно заболела мама, я начала молиться за ее здоровье. И только годы спустя стала бывать на службах в храмах, ставить свечи. До сих пор главное, что я привожу из путешествий, – это иконы», – признается Ольга Васильевна.

Кроме пищи духовной Ольге надо было побеспокоиться о пище земной, да и сидеть без дела – не в характере Жезмирской. Судьба привела ее на Западно-Сибирский металлургический комбинат в качестве директора 5 столовых, в которых питались работники коксохимического производства. Первым делом Ольга Васильевна поступила в торговый техникум, который окончила с отличием без отрыва от работы.

И в этот период жизнь моей героини не состояла из унылых будней. Под руководством нашей затейницы в столовых то и дело проходили дни русской, грузинской или украинской кухни. Национальные блюда, тематическое оформление помещений, музыка и даже наряды работниц столовой были продуманы и готовились заранее. А что уж говорить о календарных праздниках! И все же главной «визиткой» Ольги Жезмирской была выпечка. Еще на подходе к столовой чувствовался аромат свежих буханок хлеба, булочек, сырников или блинов.

Едва придя на должность директора, Ольга Васильевна по-хозяйски окинула взглядом помещения и сразу поняла, о чем ей в ближайшие годы предстоит говорить с начальником цеха, на чем настаивать, чего добиваться. Новая директриса не хуже механика могла разобрать мясорубку, которая вдруг перестала работать. Но больше Ольга удивляла сотрудников своим внимательным отношением к их нуждам и уважением к каждому человеку, каким бы он ни был. Это жизненное кредо Жезмирской ощутили на себе и посетители столовых. Ольга Васильевна старалась сделать так, чтобы еда была вкусной и свежей, обстановка праздничной, отношение хорошим, а обслуживание быстрым. В «час пик» все работники столовой помогали друг другу, чтобы избежать больших очередей.

В 1995 – 1998 годах, когда вместо денег давали различные товары «под зарплату», директор лично узнавала, кому из 60 сотрудников что нужно (бытовая техника, одежда, обувь и т.д.), и сама ездила на базу.

В течение 6 лет Ольга Васильевна жила практически на 2 дома: в будни в Новокузнецке заботилась о своем отце и дочери, в выходные в Сары-Чумыше помогала строить жилье и содержать хозяйство любимому мужу, который в городе стал чувствовать себя как рыба без воды. Вспоминая о том времени, моя собеседница счастливо улыбалась, рассказывая о цветах и грядках. Но все же призналась, что устала. Когда в 2000 году ей предложили занять вакансию главы сельского поселения, Ольга вздохнула с облегчением.

Так открылась новая страница в судьбе моей героини. В ее ведении были Сары-Чумыш и Бенжереп-II.

Первым делом новоиспеченной главы стала подготовка к широкому празднованию Дня рождения села. Финансирование было скудным, и Ольга Жезмирская вместе со своими помощницами в первый, но далеко не в последний раз была вынуждена обращаться к фермерам, просить, убеждать, благодарить. Праздник удался. И эта веха уже уходила в прошлое.

Начались дни, полные бытовых вопросов. Ремонт дорог и водопровода, чистка снега… «Всё это трудно было потому, что не было денег, – вспоминает моя собеседница. – Приходилось уговаривать людей, они за копеечки, а иногда бесплатно чистили дороги. А бывали такие бураны! С весенними пожарами боролись своими силами. Селяне не понимают, поджигают траву, и всё поле горит. По ночам целые луга своим видом напоминали огни города, над которым летишь на самолете. Однажды таким «городом» стала площадь от Кандалепа до Второго Бенжерепа. Сколько страха мы натерпелись! Туда проехать невозможно. Слава Богу, огонь остановился, дойдя до болот».

После объединения сельсоветов в 2006 году Жезмирская стала главой 9 деревень: Сары-Чумыш, Луговское, Высоковское, Бенжереп-I, Бенжереп-II, Мунай, Кандалеп, Шарово, Юла и Килинск. Были и обиды. Почему, мол, главу сохранили только в Сары-Чумыше, а наших сократили? Но Ольга Васильевна с душой относилась ко всем, и постепенно конфликт был исчерпан.

«Я вообще люблю людей, – откровенничает Ольга Васильевна. – Очень люблю, и для меня все хорошие. Мы проводили ликбез, и в мою бытность почти все жители приватизировали свои дома. И сейчас у людей собственность есть. В каждой деревне у меня были помощники. А в Сары-Чумыше вообще была дружная команда. Мой заместитель, директор школы, заведующие клубом и ФАПом. Всегда друг другу помогали».

В 2008 – 2009 годах совхоз «Чумышский» – единственное предприятие села – стал дышать на ладан и в итоге закрылся. Людям негде стало работать. Селяне шли на предлагаемые вакансии по благоустройству своих населенных пунктов.

Ремонтировали школы, чистили улицы и окрестности. В нескольких селах вычистили и огородили территории кладбищ. В Бенжерепе-I и Чумыше сделали остановки. Женская бригада создалась, мусор собирали, косили вручную, траву пололи, цветники организовывали. Посреди села, напротив магазина, был холм удручающего вида, покрытый мхом. Много сил ушло на то, чтобы убрать его и сделать площадку. Впоследствии на ней высадили сосны.

Ольга Васильевна уговорила А.В. Бучельникова основать фермерское хозяйство на месте бывшего совхоза. Появились рабочие места. Путем переговоров с другим предпринимателем удалось открыть магазины в Чумыше и Бенжерепе-I.

Люди шли к главе со всеми нуждами. Это не только хозяйственные вопросы, но и личные: в семье неполадки, или дети от рук отбиваются. Неудивительно, что мечты Жезмирских о «семерых по лавкам» так и остались мечтами. С такой занятостью, как у Ольги Васильевны, одна дочь – это уже подвиг.

Но гостеприимный дом этой четы и сейчас, когда супруги уже на пенсии, редко бывает тихим. Сюда приезжают пожить племянники, частенько заходят односельчане. По привычке они делятся своими переживаниями с Ольгой Васильевной, приходят к ней за поддержкой и советом. И никто не уходит отсюда печальным. Хозяйка приветливо встречает каждого, угощает своими фирменными разносолами, внимательно выслушивает человека, поддерживает его. А кому-то увлеченно рассказывает о своих творениях: написанных маслом картинах, а также поделках для сада-огорода, что раскинулся вокруг дома-теремка.

С большим удовольствием моя героиня вспоминает, как, будучи главой, она участвовала в организации праздников. Ольга Васильевна гордится тем, что Сары-Чумыш никому не уступал первого места по оформлению снежного городка и елочным игрушкам. А какие выездные концерты давала группа художественной самодеятельности! О чем бы ни рассказывала Ольга Васильевна, она обязательно называет имена своих соратников и о каждом говорит добрые слова.

За десять лет руководства территорией Жезмирская не раз заслуженно награждалась медалями и почетными грамотами на уровне района и области. В том числе она была представлена к награде «За служение Кузбассу»… Да, именно служение своей семье и своим многочисленным подопечным на разных этапах ее жизни, какая-то врожденная преданность людям и делу, ответственность – то, из чего слеплена эта сильная женщина. И ее сила не подобна мужской, скорее это материнская забота, то есть та сила, без которой человечество не смогло бы жить.

Д. Акулова.

    Social comments Cackle