Русский характер

BYA39563

Выступление металлурговских «Хорошек» – это всегда событие и праздник. Богатый репертуар, отличные постановки и яркие костюмы выгодно выделяют их среди подобных коллективов на конкурсах регионального и международного уровня. Первое же, на что обращает внимание зритель, – настроение самих детей: солнечные, искренние улыбки, безграничная преданность танцу, всегда отличное настроение.

Их движения на сцене – настоящая русская поэзия, легкая, но уверенная поступь, смелая, не скованная канонами артистичность, всегда уместная импровизация и увлекающая стихия. Сколько раз ловила себя на мысли, что начинаю пританцовывать в такт «Деревенской пляске», стараюсь художественно повести плечами, как ребята в номере «Зоренька», и громко аплодирую изящному, трогательному, до слез пронзительному, очень русскому и родному номеру «Ситцевый перепляс». За всем многообразием, великолепием и истинным наслаждением для зрителя стоят они – художественный руководитель «Металлурговских хорошек» Елена Петровна Андреева, концертмейстер Алексей Валентинович Толстобров и Анна Александровна Мещерякова, юная талантливая помощница, самозабвенно занимающаяся сегодня танцами с самими маленькими, еще только готовящимися стать «Хорошками».

Мы застали команду, занимающуюся с «Хорошками» перед репетицией. Она намечена на семь часов вечера. А пока – подбор музыки на арендованном баяне, мысли, которые всегда принимают грациозную форму танца, и море положительных эмоций на вопрос о работе. «Человек начинает танцевать, как только сделал первый шаг, – счастливая в своей профессии, выдыхает Елена Петровна. – Ребенок приседает, а мама ему в ладоши прихлопывает, получается, в такт маминым прихлопам и ребенок двигается». В «Хорошки» принимают без конкурса и условностей. И если на первых порах в мир танца дети рвутся сами, то потом уже вопрос «закрепления» творческих способностей и талантов можно проработать с родителями. «У нас есть великолепная поддержка и отклик. Многие из наших родители сегодняшних воспитанников раньше и сами были «Хорошками». Коллективу уже 25 лет! Мы рады и благодарны родителям за доверие и поддержку, ответственное и трепетное отношения к сначала увлечению, а потом самой настоящей работе детей», – рассказывает Елена Петровна. Детей учат не только двигаться под музыку. Постановке предшествует долгая, иногда утомительная, но всегда полезная и целесообразная спортивная подготовка. То, что мы, зрители, считаем само-собой разумеющимся – грим, прически, костюмы – требует также и художественного вкуса, и огромной самодисциплины, аккуратности. «Ребята должны появиться на сцене с идеальными прическами, с макияжем, в красивых нарядах», – комментирует Елена Петровна. «А уж про влияние танца на психологию ребенка и формирование характера Андреева вполне может написать на серьезную докторскую работу», – улыбаются коллеги. Мало сказать, что танец формирует человека. Это нереально сложный мир со своими правилами и нюансами, сложный, требующий дисциплины, самоотдачи, художественного вкуса и физической подготовки.

«В 2008 году мы получили звание народного коллектива. Приехали с достаточно богатым багажом (участие в конкурсах, победы на различных уровнях)и выступили так, что у жюри не осталось сомнений: русский танец мы знаем, чувствуем и любим. Профессионализм у нас на высоком уровне. Мы готовы выступать на самых серьезных конкурсах. И обязательно возвращаться в родной район с победами!, – гордо за своих детей, свою команду и за себя произносит Елена Андреева. А на вопрос о бонусах после отвечает смехом: — Бонусы? Да что вы! Звание народных – прежде всего невероятная ответственность. Мы поставили в 2008 году себе высокую планку. И мы не имеем права быть хоть на чуточку хуже. Мы должны развиваться, работать и представлять Новокузнецкий район достойно, выкладываясь на 200 процентов!»

И они выкладываются, иногда терпят неудобства и дискомфорт. Зал, в котором проходят репетиции, далек от совершенства. Для того количества детей, которые готовы танцевать, души и мастерства педагогов хватает, а вот 30 – 40 квадратных метров явно недостаточно. Мальчишек мало в коллективе вовсе не потому, что они не хотят танцевать. Мужской танец богат трюками, силовыми упражнениями. Размах русского народного танца иногда занимает большую сцену, а уж на репетициях всякое возможно. Три раза крутанулись по залу – и диагональ тренировочного поля, увы, закончена. Да и пол не всегда выдержит напора и активности добрых молодцев. «Знаете, моя самая большая мечта, чтобы в Металлурге достроили школу! Детей у нас много, два детских садика заполнены полностью. Клуб, увы, в аварийном состоянии. Нам пошли навстречу и предоставили помещения бывшей администрации. Но нам этого мало! Хочется большой, просторный зал с надежным полом, на котором мы может крутить, дробить, отрабатывать даже самые невероятные композиции. Танцевать со всей силой русской, богатырской, вкладывая и удаль, и характер. Показывать по-настоящему русский танец», – делится своими планами Е.П. Андреева.

Они выступали на площадках Всероссийского детского центра «Орленка», в Абхазии на международных конкурсах. Не только показали себя ярким, уникальным коллективом, но смогли среди множества стать лучшими, завоевать первые места, привезти на родину дипломы, призы. «В Абхазии мы увидели, как относятся к своей культуре южане. Едва они останавливались, и тут же начинали танцевать лезгинку. Мы тоже так же должны своей «Барыней» гордиться и «Калинку» танцевать с полувзмаха, с полуоборота. Всегда! Русский танец в какое-то время начал теряться, его вытеснили агрессивные западные танцевальные направления. А мы все танцуем, выдавая зрителю хорошие качественные постановочные народные танцы, передающие и плавный русский характер, и решительность, и напористость. А главное, мы вкладываем столько души, столько энергии, столько любви, что не заметить нас невозможно!», – продолжает рассказ Елена Петровна.

Сама она приехала в Металлург уже сложившимся специалистом. Там, где она родилась, в Новокаменке Ельцовского района Алтайского края, не было ни возможностей, ни предпосылок к серьезным занятиям танцем. Но была молодая специалистка, которая случайно приехала в далекое село по распределению и начала заниматься с детками. Как хотелось стать юной Леночке балериной! Все у нее есть: и аристократическая худоба и изящность, и природная легкость, гибкость, и тонкое чувство ритма, слуха, невероятное чутье на хорошее. Всей душой маленькая девочка прониклась теорией народного танца. Сразу после школы поступила в Барнаульское училище на хореографическое отделение. По распределению честно отработала в селе. А потом с мужем перебралась в наш район. В клубе Металлурга, где ей выделили комнатку за сценой для занятий хореографией, не было никаких условий. Культура в 90-е годы испытывала непростое время, как и многое в стране. Сегодня можно только удивляться: как при всех трудностях, все же смогли зажечь! Муж сам сделал станки, укрепил пол. Появились и спонсоры – неравнодушные люди, которым оказалось неспокойно на душе за подрастающее поколение. Поддержали и в районном комитете по культуре. И закружились в танце первые воспитанники ныне знаменитых «Хорошек». Кстати, ласковое название коллектива – авторство самой Елена Петровны: «Ну а кто они еще? Хорошие же! А пока маленькие, крошки, то и называются они – «Хорошки»!» Муж, совершенно нетворческой профессии человек, очень тонко и бережно отнесся к деятельности своей супруги. А работа не просто поглощала, она затягивала, увлекала, требовала буквально жить на маленькой сцене в закутке старого клуба. Елена Петровна и своих дочек воспитала в «Хорошках». Старшая, Анна, проникшись маминой работой, поначалу, оттанцевав положенный срок в «Хорошках», сказала танцу категорическое «Нет!», выучившись на педагога. А потом резко изменила мнение и пришла маме помогать. Сейчас она, такая похожая на маму, ведет за собой самых маленьких. Еще в детском саду ребятишки познают основы классического, а потом и народного танца. «Долго я пыталась нащупать, откуда все-таки у меня такое стремление к танцу. И почему у нас уже складывается династия…, – рассуждает Елена Петровна. – И ведь нашла! Исследовала генеалогическое древо. Была у нас в родне балерина!»

«Хорошки» – это даже не работа. Это семья!» – признается Елена Петровна. Хочется добавить – счастливая семья. Втроем – хореограф, художественный руководитель и концертмейстер – делают чудо. Услышав мелодию, долго оформляют ее продолжение. Придумывают движения, органично вписывают их в канву сказочного действа, подстраивают под характер и особенности участников коллектива. Дети все идеи и посылы воспринимают с энтузиазмом. Уровень мастерства растет день ото дня. Новые победы только стимулируют жить танцем и дальше. Сердцем, душой, двигателем, волшебницей все же единогласно признают Елену Петровну. А она не может представить себя без своей верной команды и понимающих учеников.

«С ней очень легко работать. Она не делает границ между собой, руководителем и нами. Да и дети для нее такие же соратники, друзья, помощники», – некомплиментарно говорит концертмейстер Алексей Валентинович Толстобров. А Елена Петровна добавляет: «Сегодня важно быть не просто отличным преподавателем, хорошо знать свой предмет, своих воспитанников. Очень важно быть неравнодушным к проблемам селян, к тем, кто живет рядом. Стремиться жить и развиваться. И всегда надо добиваться, чтобы жилось лучше. Идти к целям, аргументированно и настойчиво отстаивая свою точку зрения, могу и хочу. У меня много планов на жизнь в Металлурге. И я хочу, чтобы здесь жизнь была удобной, позитивной и красивой! Когда меня выбирали депутатом местного совета, ни минуты не сомневалась: эта нагрузка станет только полезной для моих воспитанников и земляков. Мои ж мысли созвучны с мыслями и надеждами тех, кто рядышком со мной. Повторюсь: главное, чтобы школу построили. А уж привить ребятишкам гордость к истинно русскому, народному, обучить их танцу – это даже не профессиональная обязанность, а моя миссия. Я так чувствую. Я этим живу».

Е. Белокурова.

    Social comments Cackle