Родной иностранный Александра Хабарова

Хабаров

Мы приехали в Степновскую среднюю школу, чтобы узнать побольше об одном из её учителей. На улице мороз, а в кабинете завуча гостеприимно накрыт чайный стол. Директор, его заместитель по воспитательной работе и сам виновник торжества щедро дарят своё душевное тепло нам, незнакомым людям. Они наперебой рассказывают истории из жизни нашего сегодняшнего героя.

Александр Владимирович Хабаров – неординарная личность. И то, что он стал победителем районного этапа конкурса «Учитель года-2016», – очередное тому подтверждение. Излучающий счастье и уверенность, трудолюбивый, целеустремленный, доводящий начатое до конца, Александр вдохновляет окружающих.

Директор Степновской школы, Эльвира Егоровна Охрименко, которая и «сосватала» своего сотрудника на конкурс профессионального мастерства, с любовью и гордостью отмечает: «Александр Владимирович – наш выпускник. Плохие кадры не куём. Он, ещё учась в школе, активным ребёнком был. Как-то мы принимали у себя представителей из Великобритании. Тогда Саша, будучи членом совета старшеклассников, беседовал с гостями на прекрасном английском языке. И спросил их: «Какая профессия в вашей стране считается наиболее перспективной?» Он тогда удивился, услышав в ответ: «Учитель».

Но, похоже, тот разговор помог Александру обрести уверенность в выбранной профессии. Ведь уже тогда он планировал поступить на иняз, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Надо отметить, что педакадемией дело не обошлось. Герой нашего повествования уже в начале 11-го класса стал студентом филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), где по выходным дням учился на бухгалтера вместе со своей сестрой-двойняшкой. «Кристина проявляла заботу о брате, нося его портфель, – вспоминает Эльвира Егоровна. – Саша – инвалид с детства. И такая помощь ему действительно нужна».

Учительницы английского Татьяна Юрьевна Ермолова и Надежда Артемьевна Кошепарова привили Александру любовь к языку. Он даже занял призовое место в районной предметной олимпиаде. Одноклассники видели в нашем герое будущего переводчика, ведь по английскому техника чтения у него превосходная, даже лучше, чем по русскому. Ребята шутили, что лет через 15 по ТВ будут показывать фильмы с синхронным переводом Хабарова.

Он так заинтересовался предметом, что вышел за рамки школьной программы. Сначала по самоучителю Петрова занимался, потом, по совету студентов факультета иностранных языков, стал изучать и другую специальную литературу, а также расширять свой словарный запас.

«В дисциплине «иностранный язык» слова – это основа, – говорит Александр Владимирович своим мягким голосом с нотками торжественности, присущей носителям английского языка. Каждое слово будто завёрнуто в подарочную коробку с бантом и дарится собеседнику в честь большого праздника. – Нужно просто вызубрить их. Причём не только каждый день выучивать по нескольку новых, но и удерживать в памяти уже выученные. А это большой труд. Кроме того, необходимо знать грамматику, иметь разговорную практику, чтобы строить высказывания. Конечно, экономическая пропасть между рублём и евро, отдаленность нашего региона от стран изучаемого языка, непохожесть русского и английского в целом снижают мотивацию населения к изучению этого иностранного языка. Но я всегда любил английский и не представляю своей жизни без него».

Погружением в языковую среду для нашего героя стали несколько месяцев в Таиланде. Там он в госпитале оформлял документы, связанные со страховками. Надо было не только переводить, но и улаживать сложные ситуации. Например, туристы не могли произвести оплату, если страховая компания отказывала. Или им паспорта не выдавали, из-за чего вылететь из страны не получалось. Здесь проявилось ещё одно качество Александра – дипломатичность.

МЭСИ наш герой окончил с красным дипломом, а через год стал и выпускником иняза КузГПА. Молодой специалист пошёл работать в один из профессиональных лицеев Новокузнецка. Причём он не только преподавал экономику, налогообложение, бухучет и английский, но и написал программу по одному из этих предметов, чем приятно удивил руководство учебного заведения.

И всё же Александру хотелось получить серьёзную экономическую практику, чтобы иметь полное представление о преподаваемых дисциплинах. Так он стал сотрудником сельхозпредприятия «Вперёд». В этом смысле наш герой пошел по стопам своей мамы-бухгалтера.

Эльвира Егоровна вспоминает: «В то время в ведении Александра Владимировича были учёт ГСМ, начисление зарплаты, путевые листы и касса. Эта работа точная, в какой-то степени даже рутинная, а Саша человек творческий. Поэтому мне захотелось пригласить его в родную школу. Поуговаривать пришлось Александра. Я знаю, какая напряженная работа в образовании, поэтому была готова к любому ответу. Он какое-то время подумал, а когда созрел, пришел сам. Мы, конечно, очень обрадовались. Надо давать дорогу молодым. Ученики любят его. На уроках Александр Владимирович говорит в основном на английском языке, очень быстро переводит на русский». Школьники не дают прохода любимому учителю и ходят за ним по пятам как негритята за Бонифацием.

«Самое главное, за что я благодарен своим учительницам, что они не отбили у меня желание изучать, – признается Александр Хабаров. – Педагог понимает, что ещё есть какие-то высоты, которые должен бы ребенок достичь. Но надо чувствовать ученика».

Воспитанники Александра Владимировича становятся участниками и дипломантами предметных конкурсов и олимпиад, проявляют инициативу и творчество на уроках. И всё же надо отметить, что миссия учителя состоит не только в том, чтобы научить предмету, но и в том, чтобы передать ребятам моральные нормы, человеческие ценности и определённые качества характера. Жизнелюбие, например.

Когда наш герой сам учился в школе, в 4 классе, у него появилось желание пойти в ДШИ на класс аккордеона. Он с улыбкой вспоминает: «Я всегда был маленький ростиком, и мама говорила: «Тебя из-за инструмента видно не будет». И всё же Саша настоял на своём. В ребёнке обнаружился настоящий талант, и преподаватели училища искусств готовы были принять Сашу Хабарова без экзаменов. Но он реально смотрел на своё будущее и выбрал профессию, которой в любые времена сможет прокормить семью.

В зимнее время Александр любит сесть за руль своего авто и отправиться в вечернее путешествие, когда дороги почти пусты от машин. Горят фонари, мимо пролетают светящиеся неоном здания, кружится легкий снежок. Есть во всём этом какое-то ощущение чуда. А лето наш герой стремится проводить на море. Оно даёт чувство свободного парения и нежной заботы огромной водной стихии. Ласковые солнечные лучи, тёплый песок и улыбки отдыхающих наполняют радостью на год вперёд.

Наш герой любит учиться и расширять направления своей деятельности. Например, сейчас в рамках подготовки к областному этапу конкурса профессионального мастерства Александр Владимирович оформляет свой личный сайт http://www.khabarov-nk.ru/, который будет интересен не только учителям английского языка, но также ученикам и их родителям. Здесь любой желающий может поближе познакомиться с профессиональной деятельностью А. Хабарова и почерпнуть интересные идеи.

Александр не только работает в школе, где ведёт уроки английского во 2 – 11 классах, но и является председателем Новокузнецкого районного отделения Всероссийской ассоциации инвалидов. Он не боится брать ответственность, решать насущные вопросы других людей. Хабарову нравится быть полезным. Он не ждёт, чтобы ему помогли, а сам старается поддержать. Но даже такой личности нужно где-то брать вдохновение и энергию. Их источником для Александра являются его семья и вера, которая даёт не только силы, но и понимание ответственности за поступки.

«Если Вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само Вас отыщет», – сказал К.Д. Ушинский как будто лично нашему герою сквозь десятилетия, разделяющие их. И Хабаров внял этим словам своего великого коллеги из прошлого. А нам остаётся пожелать Александру Владимировичу успешно выступить на областном этапе конкурса «Учитель года», который состоится уже через пару месяцев.

Д. Акулова.

    Social comments Cackle