Память как документ войны

Время все дальше отдаляет военное прошлое. Все меньше остается свидетелей тех грозных пороховых лет. Сегодня воспоминаниями могут поделиться те, чье детство выпало на начало войны, а юность прошла в боевых окопах.
С каждым годом стираются из памяти кадры военной хроники, но остаются моменты, значимые для солдата. Михаил Григорьевич Недорезов – частый герой публикаций в нашей газете. Сын Сергей, разбирая архив отца, показывает вырезки из газет, по которым можно проследить его фронтовую и послевоенную биографию.
Каждый раз, начиная разговор о военном времени, Михаил Григорьевич признается, что воспоминания даются нелегко: «Время проходит. Многое забывается, но каждый день связан с той жизнью». Есть моменты, которые неподвластны времени.
– Первая весть о войне, – Михаил Григорьевич подбирает слова, – трудно об этом говорить, правда. Вспоминаешь все: и родителей, и дом родной. Тяжело». Так, в 13 лет он пережил общее народное горе. А через четыре года пришла и его очередь защищать родину. Для многих в скором времени война закончится, а для него, 17-летнего парнишки, она только начиналась. После мобилизации попал в Ачинское военное училище, не завершив учебу, был направлен на Дальний Восток в 184 Духовщинскую дивизию 5 краснознаменной армии.
Первый бой. «Выкуривать» самураев приходилось артподготовкой. Перед глазами до сих пор панорама боя, когда летнюю тишь темноты разрывают тысячи орудийных снарядов, освещая все вокруг. Тогда и получил Михаил Григорьевич контузию. Услышал крик и поспешил на помощь к раненому, но не успел. Взрывная земляная волна, оглушив, накрыла его. Но сумел добраться до полуразрушенного госпиталя. Врач, осмотрев прямо на улице, пообещал: «Идите до части. Мы за вами придем». Но ждать было некогда. Превозмогая головокружительные боли, артиллерист, ориентируясь по карте, самостоятельно добрался до месторасположения своей части.
Не все тогда уцелели, многие не вернулись в часть. А жизнь Михаила Григорьевича спас походный солдатский котелок. На войне как на войне. При взрыве осколок, «прошив» вещмешок и помяв пять винтовочных обойм, застрял в котелке. Осколок, размером с пятикопеечную монету, стал талисманом. Долго его еще хранил солдат, но до дома не довез, потерял. Зато история эта стала достоянием семьи Недорезовых. Так прошло боевое крещение.
Страна праздновала Великую Победу. Эта добрая весть застала М.Г. Недорезова в пути. Подъезжая к станции Ружино, солдаты в вагонах услышали длинные сигнальные гудки, всех высадили из вагонов, наскоро организовали митинг, на который собрались и военные, и гражданские. Радости не было предела.
Но для однополчан Михаила Григорьевича война еще не закончилась. И снова схватки с врагом, до полной капитуляции Японии в начале сентября победного 1945 года. Сообщение, услышанное по радио, встретили залпами из всех орудий. Можно ли привыкнуть к ужасам этой беспощадной бойни молодым парням? Можно ли преодолеть страх? На эти вопросы у Михаила Григорьевича есть ответ: «Самое главное, надо идти смело. Чуть струсил – попал под мушку. Стрелять они умели». А еще он цену победы объясняет дисциплиной – каждый солдат знал свои обязанности и крепкой фронтовой дружбой.
И после объявления войны срок службы продлился еще на пять лет. Долгие пять лет муштры, учебной и военной подготовки в сложных условиях, в необустроенных казармах. В свободные минуты брался за инструменты, играл на гитаре, гармони, скрашивая дни службы песнями из репертура Бернеса. Демобилизовался только в 1951 году.
От Новокузнецкого вокзала шел до родного села Костенково пешком. Уж сколько было исхожено по чужим краям, приходилось по 69–70 км в сутки проходить, 1700 км пешим ходом в Китай и таким же маршрутом обратно. Так что дорога домой показалась короткой. Соседка, увидев браво шагающего молодого солдата в шинели, прибежала к матери: «Ильинична, Мишка с армии вернулся». Долгая дорога домой. Слезы радости… Об этом тоже вспоминать трудно.
Михаил Григорьевич не привез с фронта ни одной фотографии. Маленькие снимки в военной форме из семейного альбома сделаны уже на гражданке. Поэтому единственный документ о военном прошлом – это память на все оставшиеся годы и для последующих поколений, сыновей, дочери, внуков, правнуков, которые живут в согласии между собой. «Я рад за них», счастливая улыбка ветерана говорит о его главной победе.
И. Канашевская.

    Social comments Cackle