Играть в куклы – серьезная работа

DSC_0007

Прошедший год для театра кукол «Лесная сказки» и его руководителя А.Е. Новоселовой юбилейный. Детский театр отпраздновал свой сороковой сезон, Алефтина Егоровна отметила 30-летие своей деятельности в театре. Две знаменательные даты и много задумок. У театра есть планы, а это непременный стимул расти, развиваться и радовать.

Кстати, радовать театр начинает c первых шагов в его закулисье. Мы еще не видим спектакля, но уже представляем, как оживут куклы, потеплеют в умелых руках, расправят тряпичные ладошки, зарумянятся щеки. И если театр начинается с вешалки, то кукольный театр начинается еще и с воспитания зрителя.

«Знаете, мы счастливы, что у нас есть зрители, которые умеют удивляться и радоваться, – рассказывает Алефтина Егоровна, – мы подготовили новые декорации к спектаклю. Они поворачиваются по ходу действия, а потом и вовсе раскрываются, являя зрителю убранство комнаты. И дети настолько радостно восприняли это чудо. Все ахнули». В этом месте Алефтина Егоровна радостно охает и лучезарно улыбается. Она своего зрителя любит. Как безмерно и беззаветно любит своих артистов. «Им безумно трудно. Невероятно. Весь процесс начинается с застольного периода. Мы сидим за столом и разбираем пьесу, постановку. Раскладываем по ролям, выбираем тембр голоса, «лепим» характер героя, темперамент. Ведь куклу нужно не просто показать. Ее надо в буквальном смысле оживить. Статичный персонаж не вызовет эмоций. А вот если он начнет буквально контактировать с другими героями, обращать внимание в зал, жить в постановке, то и зритель нам поверит – мы создаем сказку», – волнуясь, повествует руководитель театра кукол. Как трепетно, как нежно и внимательно она относится ко всему, что ее окружает! С особой гордостью рассказывает о тех куклах, которые пришли в театр из городского театра. Когда-то, еще до ее появления в «Лесной сказке», городской театр подарил своему сельскому «братишке» куклы на один спектакль. Они бережно реставрируются, одеваются в другие одежды и снова на «грядку», жить настоящей артистической жизнью в талантливых руках артистов Кузедеевского народного театра. Вспоминает и Аллу Федоровну Фомченко, уникальную палехскую художницу, которая приезжала в Кузедеево, чтобы дать мастер-класс ребятам: «Не знаю, было ли у нее театральное образование, но те знания, которыми она делилась с нашими артистами, бесценны». А.Е. Новоселова продолжает тему знаний: «Знаете, я не ограничиваю своих воспитанников рамками театра. Напротив, очень радуюсь, когда они еще посещают кружки, интересуются чем-то. Ребенок должен и спортом заниматься, и музыкой, заниматься и рукоделием. Всего понемногу, но чтобы на пользу, во благо». При театре есть кружки «Игрушка» и «Слово». Если в первом развивается мелкая моторика, художественное мышление, то во втором ставят голос, учат играть интонацией, развивают речь. И то, и другое крайне необходимо не только в театральной жизни, но и в обычной. «Учителя отмечают успехи ребят наших. Иногда даже угадывают: «В театральный стал ходить? Разговариваешь лучше, правильнее, красиво. Читать начал», – радуется успехам воспитанников в школе Алефтина Новоселова. А результат кружка «Игрушка» – множество поделок и кукол в мастерской. Здесь игрушки хранят десятилетиями: важно, дорого все, что когда-то создавалось артистами, что помогло раскрыться, вжиться в образ, сродниться с театром.

Даже за время хозяйствования в театре Новоселовой через театр прошли сотни ребят. Уже те, кто раньше занимался у нее, приводят своих детей. Многие из воспитанников пошли в культуру. Многие выбрали профессии совсем нетеатральные, не творческие. Так, Сергей Береснев служит в военно-морском флоте, а Наталья Вохмянина – глава Кузедеевского поселения. «Наталья Геннадьевна была очень талантливой артисткой, участвовала во многих спектаклях», – вспоминает свою воспитанницу Алефтина Егоровна. А вообще есть уже целые семьи, которые занимались в театре, выступали, ставили спектакли: Бересневы, Маскаевы, Голомедовы, Карповы, Ереметовы. Настя Пономарева в 6 лет пришла в театр. Играет главные роли.  Вслед за ней стала артисткой театра кукол и ее подруга Наталья Манько.

Главная тема спектаклей – дружба. Так уж сложилось. «Крылатый, мохнатый да масляный» – тоже о дружбе. О том, как непросто жить по одиночке. И как замечательно получаются дела в компании. «Сказка про Нюрочку-дурочку» и вовсе с философским подтекстом, глубокая и поучительная история. И в каждой сказке победу над злом всегда одерживает добро.

Алефтина Егоровна показывает мне декорации, рассказывает об убранстве зала, и я ловлю себя на мысли, что уникальный театр, получивший 40 лет назад звание народного, держится целиком на энтузиазме и искренней самоотдаче. На всегда отличном настроении его руководителя, коллег и искренней заинтересованности артистов. А еще театру помогают. Откуда-то взялись новые кресла для зала, сам директор Кузедеевского ДК В.С. Адамчук смонтировал софиты и люстры, которые гаснут и зажигаются постепенно. Как в настоящем театре. Густо-синий бархат штор, аккуратная грядка, декорации, множество кукол и постоянный творческий поиск. Одну из кукол в день нашего приезда реставрирует Татьяна Третьякова, художник и главный помощник директора театра. Она в театре – новичок. Отличный специалист, талантливый художник. Кропотливая работа по восстановлению лиц, прически, пошив и починка одежды – для Татьяны не будничный процесс. Она помогает этому хрупкому миру жить дальше. Алефтина Егоровна демонстрирует куклу, которой уже больше 40 лет. Личико восстановлено, нанесен макияж. Это эстрадная кукла, певица, роскошная женщина в ярком зеленом наряде. Алефтина Егоровна оживляет ее – и вот уже кукла обретает стать, начинает шевелиться, туго прижавшись к руке своего кукловода.

Есть куклы-дублеры. Блин из сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» в одном из эпизодов появляется надкусанным: хитрая лиса полакомилась артистом-куклой. А ему еще играть нужно. Потому блинов в кукольной труппе два – один полный, другой – без части круглого румяного бочка.

«Наверное, Кузедеево – моя судьба, – рассказывает Алефтина Егоровна. – В детстве жила в Кузедеево. Сторожилы меня помнят – дом наш стоял около магазина, и все, кто приходил за хлебом, желали мне хорошего мужа, когда вырасту. Потом семья уехала в город. А спустя годы познакомилась с будущим мужем, который жил в Кузедеево. Я в то время уже получила специальность в Киселевском педагогическом училище и как законопослушный гражданин поехала по распределению в Кемеровский район на станцию Подунская. Мне замуж выходить, а меня с Подунской не отпускают – нет учителей, некем заменить. Еще и мужа просят перевести туда. Я в слезы: условий нет, жилья нет. Отпустили, приняв все мои доводы. В Кузедеево предложили на выбор – учителем в школе или директором Дома пионеров. От второго отказалась сразу. Несмотря на свою активную позицию – в школе была председателем совета отряда, в училище – комсоргом группы – побоялась идти в директора. В планах было стать хорошей женой и мамой. Пошла в школу. Не успела обосноваться – пришлось уйти в декретный отпуск. А после декретного отпуска меня, можно сказать, встроила в профессию бывший руководитель кукольного театра В.А. Зодчик. Пришлось вспомнить школьные годы, когда выходила на сцену. Работа понравилась с первых дней. Дети – настолько благодарные соратники, не передать словами. И результат сразу видела – сияющие радостью глаза. Мы не просто работаем на репетициях, на спектаклях. Мы на одном дыхании с детьми все проживаем. Каждая репетиция – новая страница театра. Ведь даже Волка можно играть по-разному. Нет ни одного одинакового характера: сегодня он злой, зрители его боятся, порицают, завтра – добродушный и веселый. До 50 детей у нас в театр приходило. Была и взрослая группа. Сегодня постоянный состав участников – 30 человек. Ну и есть те, кто просто заходит ради интереса. Остается ненадолго. Мы всем рады. Бывают и летние группы – на каникулы городские дети приезжают, и за короткий период мы с ними успеваем поставить и выпустить спектакль».

Дипломы, грамоты, признание на конкурсах и смотрах – все это, конечно же, важно. Но самая высокая награда тяжелейшему труду артистов-кукловодов – зрительское признание. К ним с удовольствием ходят на спектакли и маленькие, и взрослые. В театре разрабатывают новые пьесы, сказки. Сейчас идет подготовка к неделе театра: в конце марта «Лесная сказка» планирует выпустить сразу семь постановок – каждый день по спектаклю. Это тяжелый труд и огромная радость. Радость от осознания подаренного зрителю счастья. Делать сказку своими руками, оживлять персонажей, делиться теплом и видеть душу в деревянной кукле – талант. А для руководителя и режиссера театра, главной сказочницы Кузедеево Алефтины Егоровны аплодисменты зрителя ее детям-артистам – высшая награда.

Удивительно, как в нашей героине сочетаются умения. Она руководит огромной творческой мастерской – театром кукол, совмещая в одном лице и декоратора, и постановщика, и режиссера, и воспитателя. Удивительно, но на такой объем работы иногда и суток не хватит. А Новоселовой хватает! Искренне начинаешь завидовать тому, с какой энергией, любовью, с самоотдачей режиссер и педагог Алефтина Егоровна Новоселова живет в своей профессии. Как трепетно, эмоционально рассказывает о своих любимых артистах! Еще Алефтина Егоровна – депутат Кузедеевского поселения. Это почетно, ответственно и очень затратно по времени. Но и здесь непременный успех: она всем старается помочь, донести до власти нужды, проблемы, чаяния своих односельчан. Открытая, искренняя и всегда готовая помочь. Замечательная жена и мама. Подруга, которая поймет, выслушает. Радостно вспоминает, что и люди к ней очень хорошо относятся: «Недавно моя подруга Наталья Баклакова сказала: «А давай я тебе праздник устрою!» Я не ожидала. Привыкла для других праздник делать. Я ж сама и стихи для событий семейных пишу, провожу юбилеи, свадьбы. А тут… До слез растрогали. Устроили мне праздник, яркий, красивый. Мой праздник. Для меня!»

Е. Белокурова.

    Social comments Cackle