По знакомым адресам и привычному маршруту

SONY DSC

Ее постоянными маршрутами изучены все улочки с. Безруково. На протяжении 20 лет работник социальной службы Татьяна Васильевна Колесникова и в праздники, и в будни спешит к своим подопечным.

С Татьяной Васильевной мы познакомились в доме на ул. Коммунальной, где проживает участник войны А.П. Воронов. Поначалу показалось, что к Алексею Петровичу зашла близкая родственница: как-то по-особому искренне, с теплотой она разговаривала с хозяином. Ровный, мягкий, спокойный голос слегка поднимается на тон, когда собеседник пропускает фразу: Алексей Петрович плохо слышит. Года три назад он овдовел, дети навещают отца, но регулярную заботу и внимание он принимает от бессменного помощника. Принесла продукты, прибрала в квартире, но без разговора по душам не уходит, понимает, что для людей в возрасте это, пожалуй, главнее реальной помощи. Татьяна Васильевна расстается до завтра, торопится к другим жителям, которые тоже с нетерпением ее ждут. И снова отсчитывает шаги до следующего пункта назначения на другом конце села.

В 1995 году Т.В. Колесникова с мужем и детьми переехала в Безруково из Бенжерепа, где родилась и выросла. На малой родине семью ничего уже не удерживало: совхоз-кормилец прекратил свое существование. На новом месте Колесниковы сразу получили квартиру. Работу подыскать было сложно. Через два года ей предложили место соцработника. Согласилась. Поначалу приходилось учиться у коллег, с которыми ей повезло, все показали, рассказали. Это служит еще одним доказательством того, что в соцслужбе остаются люди, не черствеющие со временем душой. Село обслуживают три соцработника, Т.В. Колесникова – старшая по стажу, в этом году у нее юбилейная трудовая дата – двадцатилетие.

Сколько встреч, сколько судеб прошли за эти годы, не подсчитывала, но каждый опекаемый запомнился по-своему, до сих пор она хранит все тетрадки по уходу. Есть в ее списках повторные адреса, на улице Заречной сначала в помощи нуждалась мать, позже к ней приехала дочь, а когда мама ушла, дочка осталась одна. Теперь она среди «моих» у Татьяны Васильевны. Так часто называют работники соцслужбы своих подопечных. Не забыла она и своих первых патронажных: «Муж и жена Тростянские, хорошие люди были. Атмашкина, а позже ее сестра у меня была. Многих уже нет». И каждый уход она переживает, пропуская через себя чужую боль.

То, что работа не из легких, признают все соцработники. Молодые не задерживаются в этой сфере, не проходят испытательного срока. Прежде всего, это ненормированные будни и праздники в придачу. Плюс к этому рутинная занятость: отчетность, ведение индивидуальных дневников, которые заполняются на каждого подопечного. И, как правило, домашний вечер занят оформлением документации и подготовкой отчетов. «В отпуске полмесяца была, – подтверждает Татьяна Васильевна, – и все равно обслуживала». Она на заслуженном отдыхе, но работа ее не отпускает. «Привыкла», – говорит она. За простым, скромным объяснением скрываются доброта и сострадание, чувства, доступные не каждому. Татьяна Васильевна объясняет, что физической нагрузки не ощущает, больше устает морально, так хочется порой отдохнуть, отрешившись от чужих проблем.

Необходимо неиссякаемое терпение, чтобы часами прослушивать истории о былом, о наболевшем, выполнять порой прихоти-поручения. К примеру, кто-то предпочитает продукт только одного сорта, и ничего не поделаешь, ходишь, ищешь и за пределами сельских магазинов. Сейчас у нее 12 подопечных. Среди них большинство имеют и детей, и внуков, но рассчитывать на постоянную помощь с их стороны они не могут, не в обиду всему подрастающему поколению. Дети взрослеют, и одни в силу загруженности, другие – из-за социальных обязательств и обстоятельств, третьи – по причине удаленности местожительства не имеют возможности гарантировать постоянное внимание родителям. Неповторимые судьбы и порой непростые взаимоотношения представителей разных поколений.

Точки ее маршрута разбросаны по селу. Сейчас ей помогает муж, доставляя по удаленным адресам на личном транспорте. За годы работы она научилась понимать людей в возрасте с полуслова, ведь главное для них, по ее наблюдениям, – общение. Опыт обогатился житейской мудростью: в споры не вступать, соглашаться и взвешивать в разговоре каждое слово, чтобы не обидеть собеседника. Семейных пар становится все меньше, чаще люди преклонного возраста остаются один на один со своими думами. Ее подопечные всегда с нетерпением ожидают ее прихода, для них это единственная возможность выговориться. И кому как не Татьяне Васильевне, готовой всегда выслушать и имеющей дар слушать, передать свои воспоминания, поведать о житейских невзгодах, шепотом предупредив, что это «только между нами».

И. Канашевская.

    Social comments Cackle