«Деда, расскажи мне о войне…»

Ветеран

Ветеран Алексей Петрович Воронов, прошедший через всю Великую Отечественную войну с первого ее дня, встречал нас в своей уютной квартире в Доме ветеранов в поселке Безруково. Ничуть не растерявший в свои годы ни бодрости духа, ни исключительного чувства юмора, Алексей Петрович был все же заметно смущен столь неожиданным посещением.
«Я же за время войны был дважды контужен, так что теперь у меня и со слухом проблемы, и с речью, – скромничает он. – Но память, слава Богу, не подводит. Иной раз найдут воспоминания – словно вчера все было, так ясно все помню. Словно картины перед глазами встают!»
И действительно, яркие, живые рассказы Алексея Петровича о войне и не только можно слушать часами. В свои 90 лет ветеран по-прежнему помнит все основные вехи своей биографии в годы войны, а также даты сражений, номера воинских частей и многое, многое другое… А началась его военная карьера 18 февраля 1942 года, когда его, тогда еще 18-летнего деревенского юношу, мобилизовали в ряды Красной Армии, направив буквально на передовую, к оккупированному немцами городу Харькову.
«Еще на подходе к Красноармейску мы услышали грохот боя, – вспоминает ветеран. – Никогда не забуду картину, которая нам открылась с высоты холма, на котором мы остановились, чтобы перевести дух после долгого марш-броска. Длинное поле, насколько хватало глаз, было заполнено отступающими русскими солдатами. Они были очень плохо вооружены, многие просто в панике бежали, спасаясь от фашистских самолетов. В этот момент один из немецких «Мессершмидтов» на наших глазах спустился с высоты, выпустил шасси и приземлился среди бегущих бойцов. И покатился по полю, расчищая себе дорогу в толпе людей винтом! Прямо по ним, по нашим ребятам поехал, представляете?!»
Вспоминая кровавые вехи Великой Отечественной, Алексей Петрович даже не пытается скрывать слезы, градом сыплющиеся из его глаз и теряющиеся в глубоких морщинах на щеках. Необъяснимая, нечеловеческая жестокость, с которой ему пришлось столкнуться лицом к лицу, оставила незаживающую рану в его душе, став одной из тяжелых страниц его личной биографии, подобно миллионам других вписавшимся в историю нашей огромной страны и бессмертного подвига ее народа. Но в тот самый день от ратных подвигов новобранцам пришлось воздержаться: по приказу командира едва успевшая понюхать порох группа Алексея Петровича присоединилась к дружному отступлению, взяв курс на один из ближайших к Красноармейску поселков. А вскоре после этого наш герой попал в плен, оказавшись на полностью оккупированной немцами территории.
«Они наскоро организовали для нас лагерь на местном вокзале, – рассказывает Алексей Воронов. – Каждое утро под конвоем очередная группа пленных солдат отправлялась на работу: мы восстанавливали железнодорожные пути, взорванные нашими во время отступления, чтобы препятствовать продвижению врага вглубь страны. На ужин нам выдавали отвратительную баланду, которую немцы называли «пойло для русских свиней», и люто избивали нас плетеным из проволоки бичом всякий раз во время ужина».
И все же непосильная работа, голод и унижения не сломили боевого духа нашего ветерана! Выросший без родителей по детским домам, Алексей Петрович с детства научился находить лазейки и удирать отовсюду, откуда только можно. Опыт регулярных побегов из детских учреждений и милицейских пунктов сослужил ему добрую службу: пленный Алеша сумел бежать. На протяжении нескольких последующих месяцев он, голодный и больной, скитался по лесам, питаясь чем Бог пошлет, и в конце-концов сумел выбраться с оккупированной территории, попав в лагерь к своим. Проведя несколько месяцев в госпитале и поправив там окончательно расшатавшееся здоровье, молодой красноармеец вновь вернулся на фронт, на этот раз – в качестве сержанта-наводчика.
Не обходилось на войне и без курьезов. Со свойственным ему самокритичным юмором Алексей Петрович по-прежнему смеется до слез, вспоминая, как он, оставшись в одиночку охранять плохо укрепленный блиндаж и услышав подозрительные звуки снаружи, палил в грозовую ночную тьму из всех орудий и молился, подумав, что его противником на этот раз оказалась нечистая сила.
«Такие вздохи и стоны из темноты доносились: то ли немец раненый, то ли ведьма какая, непонятно! – вспоминает он. – К утру мне на выручку подоспел один из наших ребят, но и он со страху чуть в штаны не наделал. То, что скреблось там, снаружи, явно не боялось наших выстрелов и настойчиво пыталось пробраться к нам! Но мы же знатные бойцы, поста своего не оставили, до самого рассвета сражались непонятно с кем!»
Днем по следам из крови и пены, оставленным на траве, защитники Отечества быстро отыскали причину своего ночного переполоха: ею стала бродячая собака, страдавшая от бешенства и всю ночь бродившая вокруг блиндажа, ничуть не пугаясь грохота очередей из автомата.
Последние годы войны Алексей Петрович провел, сражаясь за Родину в составе Польской диверсионной группы. Два боевых ранения, одно из которых пришлось ему в голову, а второе в руку, не вывели его из строя, а только укрепили его боевой дух и твердое желание расстаться с оружием лишь после того, когда в его свободной стране не останется немецкого духа. И это самое главное желание нашего невероятно везучего бойца, как известно, сбылось: увешанный заслуженными наградами, Алексей Петрович и его товарищи встретили тот день, когда по Советскому Союзу праздничным залпом из всех орудий громыхало известие о Великой Победе! А затем, вернувшись к мирной жизни и обосновавшись в поселке Лыс, бывший фронтовик строил дом, растил детей и честно трудился до самой своей пенсии.
Сегодня Алексей Петрович Воронов вдовец. Дети и внуки не забывают его, регулярно навещая своего прославленного в боях отца и деда. В его копилке немало военных и трудовых наград, среди которых наиболее значимыми являются Орден Отечественной войны II степени, медаль «За честь и мужество» и многие другие. А в праздничные дни, посвященные памятным датам Второй мировой, Алексей Петрович охотно участвует в праздниках и митингах, щедро делясь своими воспоминаниями с подрастающим поколением. Потому что память наших ветеранов, чьими руками создавалась история, не имеет своей цены. Для нас она – самая честная и увлекательная книга.
Е. Казьмина.
Фото Ю. Лобачева.

    Social comments Cackle