«Учить и учиться»

DSC_0027

Испокон веков настоящий учитель отличается тем, что всегда находится в позиции ученика, то есть учится. Как известно, для ребенка личный пример старшего всегда важнее его слов. Поэтому настоящий педагог, мастер своего дела, это, прежде всего, любознательный, усердный и терпеливый ученик, а потом уже учитель, которого чтят, особенно в селах. Вот почему именно под девизом «Учить и учиться» практически под занавес уходящего года в уютном актовом зале Загорской школы прошел муниципальный этап всероссийского конкура «Учитель года России – 2015».

За выход в областной тур соревновались четыре участницы: учителя начальных классов Наталья Николаевна Крошина (пос. 1-Бенжереп; презентовала идею применения проектной задачи) и Виктория Борисовна Смирнова (с. Сидорово; групповая форма работы), учителя информатики Евгения Васильевна Маноян (с. Тальжино; формирование универсальных межпредметных навыков) и Марина Викторовна Сеченова (с. Казанково; ТРИЗ-технологии), последняя из которых преподает еще и физику. Все они в свое время окончили новокузнецкий пединститут.

Задолго до того, как зрители заняли свои места в зале, а ведущие вышли на сцену, прошел заочный этап конкурса. Каждая претендентка на победу представила свой Интернет-ресурс (личный сайт, страницу или блог на сайте образовательной организации), на котором члены жюри ознакомились с конкурсантками и публикуемыми ими материалами. Кроме того, участницы предоставили презентации в Power Point с пояснительной запиской и эссе «Я – учитель».

На торжественной церемонии открытия очного тура председатель жюри конкурса, начальник управления образования администрации Новокузнецкого района Дмитрий Валентинович Новоселов отметил, что традиционно календарный год завершается самым значимым конкурсом для педагогической общественности. Это и подведение итогов года, и старт для новых задач, и срез достижений, тенденций, в которых педагоги дальше будут жить и развиваться. Выступающий подчеркнул: сам факт того, что эти четыре учителя заявлены на участие в конкурсе педагогического мастерства, уже говорит о том, что они сильнейшие.

Надо отметить, что весь коллектив Загорской школы, возглавляемый директором Александром Васильевичем Бабенко, от дежурной и повара до учителей и обучающихся, гостеприимно и тепло принял конкурсантов, жюри, группы поддержки и зрителей этого творческого конкурса, который, по словам победительницы муниципального этапа «Учитель года — 2014» Л.А. Нигматулиной, раскрывает способности, о которых сами его участники даже и не подозревали. Конкурс состоялся благодаря продержке администрации района, сельских поселений, советов народных депутатов сельских поселений, ООО «СПК «Чистогорский», кредитно-потребительского кооператива «Оберег» и Новокузнецкого драматического театра.

 

Открытый урок

Первый конкурс «Учебное занятие» включил в себя проведение каждой конкурсанткой 20-минутного фрагмента урока, за которым следовал самоанализ и ответы учителя на вопросы членов экспертных групп. Н.Н. Крошина на уроке математики в 3 классе применила групповую форму работы. «Сейчас актуален системно-деятельностный подход, — прокомментировала свой урок Наталья Николаевна, — при котором обучающиеся самостоятельно добывают знания». На уроке информатики Е.В. Маноян пятиклассники узнали, что такое текст и с помощью каких инструментов можно с ним работать. Эта участница выполнила технологическую карту урока и построила его по ФГОС (федеральный государственный стандарт), т.к. в Тальжинской школе по нему вот уже второй год работают учителя в 5-6 классах. М.В. Сеченова показала, как пользоваться опорными конспектами на уроках физики в 7 классе, стремясь подавать материал лаконично и доступно. В.Б. Смирнова реализовывала деятельностный подход на уроке русского языка в 3 классе, представив в рамках методики проектной деятельности (простите за тавтологию) проектную задачу.

 

Мастер-класс

«В новое время со старыми стандартами войти нельзя, – констатировала В.Б. Смирнова, которая показала вектор изменения педагога от урока к проектной задаче. – В связи с введением ФГОС нового поколения изменилась роль участников педагогического процесса. Современный учитель – не только профессионал, гражданин, творец, но и ученик». Учащийся удерживают в памяти всего лишь 20% того, что слышит, зато того, чему обучает сам запоминает аж 90%. Поэтому для лучшего усвоения материала современная педагогика предлагает вовлечь обучающегося в проектную деятельность (в начальной школе используется ее элемент – проектная задача), в процессе которой ученик выполняет универсальные учебные действия (УУД): находит, устанавливает, выявляет, различает, анализирует, сравнивает, обобщат, делать выводы… Это системно-деятельностный подход, при котором учитель переходит с позиции дающего знания на позицию организатора познавательной деятельности. Виктория Борисовна с радостью поделилась с коллегами своим опытом. Рассказала, как она вместе с учениками на уроках создает памятки, что позволяет обучающимся систематизировать свои знания. Так, например, ребята периодически пополняют специально созданные конверты для памяток по русскому языку (от таких объемных как «наши падежи» до небольших) и математике. Увлекшись воспоминаниями о проделанной с 2007 года работе, участница конкурса рассказала, что она вместе со своими подопечными реализовывала проекты длительного срока реализации, такие как исследовательская работа по экологии, а также «Что растет на грядках?», «Живая азбука», «Где живут звуки?»… «Проектная задача помогает осуществлять деятельностный подход,» — подытожила свое выступление Виктория Борисовна.

М.В. Сеченова вдохновенно рассказала о тренингах, которые активизируют творческое мышление. Учительница физики (забегая вперед, скажем, что именно она стала победительницей конкурса, о чем, впрочем, внимательный зритель мог догадаться уже на этапе мастер-класса) обратила внимание собравшихся на то, что дошкольники с удовольствием играют простыми предметами, потому что творчески мыслят, а когда эти же дети подрастают и приходят в школу, учителя приучают ребят мыслить не креативно, не необычно. Поэтому сейчас стало проблемой творческое решение школьниками развивающих задач … Основным посланием данного выступления стала презентация теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая имеет множество правил и положений. Применение входящих в нее методик, таких как метод фокальных проблем или «сделай себе извилину», помогает тренировать творческое мышление любого человека. Марина Викторовна преподавала такой элективный курс учащимся 10-11 классов. И по сей день она не теряет надежды тренировать творческую сторону личностей старшеклассников.

Говоря о пути к успеху, Е.В. Маноян, вместе со зрительным залом составила модель успешного человека, основными качествами которого стали: мудрость, терпение, энтузиазм, неутомимость, креативность, целеустремленность и сила воли.

Н.Н. Крошина своим мастер-классом на новогоднюю тематику показала, что для сегодняшнего педагога главное не просто дать знания, а организовать работу детей по самостоятельному поиску решения поставленной перед ними задачи. Свое выступление участница конкурса завершила цитатой одного мудреца: «Успех в работе зависит от многих ключевых факторов. Чтобы добиться его, откройте свои чувства, не делайте поспешных выводов, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение и действуйте целеустремленно».

 

Образовательные проекты

Во втором конкурсном задании В.Б. Смирнова представила проект «Читаем дома.ru». Серьезной проблемой последних лет стало падение интереса учащихся к некомпьютерному чтению. Игра «путешествие по книжной стране», разработанная конкурсанткой, вовлекает учеников ее класса в процесс чтения печатных книг. В процессе игры ребята решают ребусы, разгадывают кроссворды, выполняют рисунки, а краткие отзывы о прочтенных книгах мальчики и девочки фиксируют в своих читательских дневничках. Кстати говоря, на их последних страницах оставляют свои отзывы мамы и папы. Наиболее удачные творческие работы учеников, такие как сказки, частушки, стихотворения, печатаются в специальном периодическом издании, с которым родители и все желающие могут ознакомиться на сайте школы. Таким увлекательным образом Виктория Борисовна мотивирует своих подопечных читать бумажные книжки.

М.В. Сеченова предложила свой проект «Повышение эффективности образовательного процесса на уроках физики через использование ТРИЗ-технологий». Применяемая Мариной Викторовной методика позволяет ребятам органически встраиваться в постоянно меняющийся мир, учит их творчески решать задачи во всех сферах жизни. Разработанные в середине прошлого века советским писателем-фантастом методика помогает современный ученику становиться инициативным и креативным. При работе с ТРИЗ у него формируется стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний. Целью данного проекта является подготовка выпускников, способных быстро адаптироваться в постоянно меняющемся мире, обладающих навыками творческого мышления, которые позволяли бы решать нестандартные и проблемные задачи.

Е.В. Маноян защищала свою разработку «Телекоммуникационный проект как средство развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы». В ходе исследования учительница решала проблему отсутствия у учащихся умения применять школьные навыки в жизни. Своей задачей Евгения Васильевна ставит научить своих подопечных учиться. Она стремится сформировать у них умение применять универсальные учебные действия и применяет курс информатики в реализации деятельностного подхода, который реализуется на межпредметной (краеведение и информатика, математика и информатика) основе учащимися 5 — 9 классов. За 2013-14 учебный год учащимися под руководством конкурсантки выполнены два проекта: «Города России. Новокузнецк» и «Увлекательная арифметика», их результат – это  экскурсионный маршрут «7 чудес Новокузнецка» и задачник «Увлекательные задачи с десятичными дробями». Сейчас творческая группа работает над выпуском методического пособия «Как успешно создать информационный проект в перспективе». Реализация телекоммуникационного проекта развивает личностные, коммуникационные, познавательные, коммуникативно-познавательные универсальный учебные действия. Проект предполагает как внутришкольный, так и районный уровень.

Н.Н. Крошина предложила проект «Групповая работа – одна из форм деятельностного метода обучения». Благодаря данному виду работы на уроке не только повышается качество знаний, но и решается проблема развития предметных и метапредметных универсальных учебных действий. Уже в начальной школе ребята приобретают такие важные навыки, как готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, определение общей цели и путей ее достижения, готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Этим счастливчикам могут в хорошем смысле слова позавидовать многие взрослые. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Ее можно успешно применять на разных этапах и в различных формах проведения урока. Это работа обучающихся в парах сменного состава, в динамических парах. Примеры групповой работы, которые были представлены конкурсанткой — это «охота за сокровищами», «снежный ком». Проект рассчитан на 3 года. Главный его результат – это создание методических материалов.

 

Школьная форма для учителей – сказка или реальность?

Педагогические дебаты провела директор Атамановской СОШ Татьяна Николаевна Колокольцова.

Наши героини обсуждали модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников, разработанный министерством образования и науки РФ, который был создан для образования этических взаимоотношений, поднятия престижа профессии педагога, формирования положительного имиджа учителя, улучшения психологического микроклимата в школах. Он может быть взят за основу для выработки кодекса на уровне образовательных организаций. Раньше это называлось педагогическая этика. В числе прочих в дискуссии был затронут вопрос о том, стоит ли вводить школьную форма для педагогов (как в Казахстане) или достаточно ограничиться дресс-кодом.

Пока жюри подводило итоги, зрители наслаждались вокальным талантом загорских школьников, раскрытым опытным учителем музыки Натальей Сергеевной Ефимовой.

 

Итоги

Наградить участников и победителя «Учителя года» приехал глава Новокузнецкого района Е.А. Манузин. Подводя итоги 2014-го, Евгений Александрович подчеркнул, что образовательный сектор окончил год достойно, получены определенные результаты. И всё-таки в этой сфере еще многое предстоит сделать. Также глава заранее поблагодарил ту, которая возьмет на себя ответственность защищать честь района на областном этапе.

По результатам конкурса «Учитель года России — 2015», который проводится в целях поддержки поощрения творчески работающих педагогов, распространения ценного педагогического опыта, стимулирования дальнейшего профессионального роста педагогических работников муниципальной системы образования, формирования позитивного социального и профессионального имиджа педагога, дипломами управления образования и ценными подарками были награждены участники Н.Н. Крошина и В.Б. Смирнова, лауреат Е.В. Маноян и победитель М.В. Сеченова.

Заместитель главы по социальным вопросам Татьяна Михайловна Голдобина выразила благодарность командам администраций школ, стоящим за каждым из конкурсантов. А председатель районного профсоюза О. А. Жуковская вручила денежные подарки, после чего учительниц поздравили руководители сельских поселений.

Почему именно эти четыре педагога стали участницами конкурса, стало понятно по тому, как светились их глаза, когда претендентки на звание «Учитель района» говорили о своей работе, которую точнее будет назвать служением. Было очевидно, что учитель — это их призвание. Около 20 лет в школе, а вместо усталости масса новых идей, море энтузиазма и самое главное – бездонная любовь к детям. Вот что значит учитель года!

Д. АКУЛОВА.

    Social comments Cackle