Храм во славу трем святым

BYA31285

Чуть меньше года прошло с момента закладки камня на святом месте вблизи деревни Краснознаменка, и явилось чудо. Иначе рождение храма трех Святых – Зосимы Верховского, Василиска Сибирского и Петра Томского – посреди тайги и назвать нельзя. По извилистой дороге мимо вековых сосен, по уютной улочке Увала, мы ныряем в сторону, где еще совсем недавно росла тугая тайга да колыхалось озерцо-болото. Там на единственном сухом островке, по преданиям и историческим фактам, поселились много лет назад святые старцы – Преподобный Зосима Верховский и преподобный Василиск Сибирский.

По преданию, в 1799 году старец Адриан, приняв постриг, благословил своих учеников – Зосиму и Василиска – на пустынножительство в Сибири. Те долго бродили по тайге и выбрали себе место у реки Средняя Терсь в 50 верстах от Кузнецка. Там в глубине тайги были срублены две кельи. Раз в год их посещал священник со Святыми Дарами. Скоро возле старцев стали собираться и подвижники, среди которых оказался и праведный Петр Томский, ученик Зосимы, составивший впоследствии жизнеописание своего учителя.

История двух старцев, проводивших жизнь в молитвах и основавших в Тобольске туринский Свято-Николаевский монастырь после сибирского пустынножития, не оставила равнодушными всех, кто трепетно и бережно относится к святым местам и чудесным историям. Место жития старцев стали изучать не только священнослужители и воцерковленные люди, но и историки. Место, что было выбрано старцами, и правду оказалось особенным. Единичные поломничества случались к нему и раньше 2009 года. В 2009 году же состоялся крестный ход, который положил начало новой истории замечательного места, глубоко чтимого всеми, кто верует.

«Наш первый крестный ход был похож на преодоление, – вспоминает сегодня один из первопроходцев и постоянный участник богоугодных осенних ходов на места святых Зосима и Василиска А.А. Аришин, генеральный директор ООО «Чистогорский». – Места здесь топкие. Священники, ведущие за собой паломников, тщательно прокладывали пути, вооружившись палками. На следующий год решено было прокинуть мостки, по которым можно было добраться до березы, где, по преданию, и находились кельи старцев».

Заместитель главы Терсинской территории О.Г. Моисеева тоже вспоминает, как год от года мостки, пусть и временные, крепли: «Крестные ходы с каждым годом становились все многочисленнее. Многие желали поклониться этому месту и трем святым, в честь которых и назван храм. Еще неделю назад приезжали сюда, еще не было готова площадка перед храмом. То, что за столь короткое время построен храм, красивый, уютный, сделанный на долгие года, иначе как чудом не назвать».

По словам паломников, каждый год следующих к месту, намоленному старцами, место это и вправду чудотворное. «Первый раз мы попали сюда в 2006 году, — рассказывает председатель совета ветеранов Чистогорского Л.В. Коченевская. – Здесь дышится свободно и легко. Хвори уходят. Ходим сюда поклоняться каждый год в любую погоду. В прошлом году погода была замечательная, а вот здоровье подвело. Я тогда просила, чтобы на следующий год прийти сюда. И вот я здесь на освещении замечательного храма». Лидия Васильевна радостно улыбается, разглядывает красивейшее строение, над созданием которого трудились лучшие мастера.

От вопроса, кто жертвовал на строительство храма, идейный вдохновитель и настоятель храма Преподобного Зосимы Верховского и преподобного Василиска Сибирского отец игумен Пимен (Сапрыкин), он же настоятель храма Пантелеимона в Безрукове, уходит: «Имена жертвователей сохраняем в тайне. Здесь будут проходить службы». Необходимость и важность события оценили не только воцерковленные люди. На освещении и открытии храма были и те, кто интересуется историей родного края, кому небезразличны судьба и благополучие таежной глубинки. Одна реплика от человека, который пожелал остаться неизвестным, стала решающей для моего определения веры и нужности создания храмов: «У каждого человека понятие о вере свое. Многие говорят, что приходят сюда, и благость снисходит. Благость надо заслужить. Делами, поступками, мыслями. Вот это и есть истинная вера и благость заслуженная».

Для отца Павла, который в силу обстоятельств службы проводит прямо у себя дома, открытие нового храма на Терсинской территории – событие чудесное и неожиданное: «И помыслить не могли, что столь скоро прихожане получат возможность обратиться к Богу в таком замечательном месте».

Крестные ходы на местожитие Зосимы и Василиска собирали много священников. Был здесь и отец Василий Булгаков, настоятель Михайло-Архангельского храма. Артефакты собирал отец Василий Лихван, настоятель храма Иоанна Воина. Они и сейчас доступны для ознакомления: выставлены в музее «Кузнецкая крепость». Торжественное событие же почтил своим вниманием и епископ Кемеровский и Таштагольский отец Владимир (Агибалов). Он провел освящение храма, благословил его служителей и прихожан.

Долгая служба не утомила всех, кто принял участие в освящении, вознося свои молитвы и благодаря Бога за столь знаменательное событие. Легкость и радость царили на душе тех, кто проникся атмосферой праздника и волнения. Работники же безруковского монастыря приготовили для всех собравшихся угощение: сразу после молитвы можно было подкрепиться вкуснейшими пирогами и пышными булками с горячим чаем или апельсиновым напитком. Для тех же, кто исповедовался в этот день, приготовлено было причастие – кагор и белый хлеб.

Для всех открытие храма стало событием важным и нужным. Крестные ходы на места жития Зосимы и Василиска стали регулярными и интересными для паломников со всей Кемеровской области. К нам ехали из Междуреченска, Кемерова верующие, чтобы поклониться святым местам, окруженным тайгой и топкими болотами. Порой рисковали. Покровительство святых к паломникам было явным. Да и как не поверить в чудо, если даже приближение группы верующих к этому месту в один год изменило погоду: пока ехали до Увала, лил дождь, а как только пришлось идти по мосткам, путникам чей-то промысел изменил погоду: ливень прекратился, засияло солнце, словно приветствуя путников. В день освящение храма – 6 сентября – погода так же чередовала благость и печаль. Небо то роняло слезы по святым сподвижникам, то наполняло землю тихой печалью, то купало островок, окруженный стройной тайгой, в ласковых, но сдержанных теплых осенних лучах солнца. И тихо перебирал ветерок листву на березах, заботливо окруживших место, где более двух веков назад совершали свои молитвы Зосима Верховский и Василиск Сибирский.

Е. Белокурова.

    Social comments Cackle