«Каким бы малым ни был мой народ…»

методобъединение

Так называлось методическое объединение руководителей школьных музеев, которое прошло в Тайлепской основной школе.

методобъединение1 методобъединение2 методобъединение3

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Среди народов России нет больших и малых, есть многочисленные и малочисленные. Но даже самый малочисленный народ имеет свою неповторимую национальную культуру. И хотя все эти народы различны по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, они тесно связаны общностью исторических судеб. Приобщение детей к культурному наследию – проверенное веками средство воспитания в духе патриотизма. Любовь к Родине, служение Отечеству, верность долгу, уважительное отношение к людям, их образу жизни, другой национальной культуре всегда почитались как высшая гражданская доблесть, и сегодня эти качества являются необходимым условием сохранения единства, мира и социально-экономического развития страны.

Деятельность краеведческого музея Тайлепской основной школы в первую очередь связана с творчеством известного шорского поэта С.С. Торбокова. Центральное место в небольшом помещении музея занимает стенд, посвящённый певцу Горной Шории. Ежегодно в первой декаде декабря в школе проводятся торбоковские чтения, приуроченные ко дню рождения шорского кайчи. Школьники работают с документами, рассказывающими о его жизни, а также о жизни, обычаях, традициях шорского народа. Экскурсоводы музея отметили, что предметы быта шорцев начала собирать ещё бывшая учительница школы Ф.В. Апанасова, которая работала при С.С. Торбокове, когда он занимал должность директора Тайлепской школы. Перед стендом о Торбокове – макет его дома, выполненный дочерью учительницы начальных классов О.Н. Горбуновой. На подоконнике – печатная машинка, которой пользовался поэт, записывая шорские сказания. Рядом лежат ксерокопии рукописей Торбокова на шорском языке с переводом. Экскурсоводы рассказали, что эти документы в 2009 году были любезно предоставлены школьному музею Хакасским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории. Музей хранит различные материалы по изучению жизни и творчества С.С. Торбокова и других шорских поэтов и сказителей, сценарии нескольких мероприятий, посвящённых их творчеству: «Шория всюду со мной», «Духовная Шория», «Земля Кузнецкая в поэзии» и другие, а также научно-исследовательские работы учеников школы. А на книжной полке вместе с книгами о Кузбассе, о Новокузнецком районе стоят сборники стихов, сказок, сказаний С.С. Торбокова, Софрона Тотыша, А.И. Чудоякова и богатырское сказание кондомских шорцев «Каан Оолак», восстановленное и изложенное Б.И. Токмашовым, младшим братом известного шорского сказителя В.И. Токмашова.

Кемеровская область – многонациональный регион. Представители разных этнических групп волею судьбы обрели в Кузбассе вторую родину. Удалённость этих народов от своей исторической родины накладывает определённый отпечаток на сохранение и развитие традиционной национальной культуры. Мы живём в Кузбассе и должны знать о традициях, культуре и быте народов нашей области. И хотя коренным населением нашего региона являются шорские татары, было бы несправедливо обойти вниманием историю, культуру, обычаи и других народов, проживающих на территории нашего края. В Тайлепской школе учатся представители не только шорской национальности, но также ребята из Таджикистана и Чеченской Республики. Поэтому и было решено организовать музейную гостиную «Каким бы малым ни был мой народ…» Подготовка заняла несколько месяцев. Особенно большую помощь оказали родственники учеников школы Лимды и Рамзана Алиевых. Они привезли из Чечни книги об истории чеченского народа, сборник стихов современного чеченского поэта Шамиля Арбинина, наборы открыток с видами старого и нового современного Грозного, столицы Чеченской республики. Были изготовлены макеты флагов Горной Шории, Таджикистана, Чеченской Республики и куклы в национальных костюмах.

Праздник начался с исполнения гимна Горной Шории. Затем ребята рассказали о некоторых фактах истории шорского народа, прочитали стихи С.С. Торбокова. Сообщения об истории Таджикистана и Чеченской Республики начинались с прослушивания национальных гимнов этих народов. Рассказ о Таджикистане сопровождался чтением стихотворений известных таджикских поэтов: Абу-Абдулло Рудаки, Абу-Али Ибн-Сина (Авицены), Мирзо Турсун-Заде. После рассказа о Чеченской Республике прозвучали стихи Шамиля Арбенина, а Лимда Алиева, одетая в национальный костюм, станцевала чеченский танец. Были приготовлены и национальные блюда. З.Т. Рахимов приготовил таджикский плов, И.П. Кукунова настряпала шорских пельменей, а Е.И. Тырышкина приготовила чеченскую халву. Угощение всем пришлось по вкусу. Праздник удался на славу. Много нового о народах, проживающих в Кемеровской области, узнали не только дети, но и взрослые.

Хочется поблагодарить руководителя краеведческого музея Тайлепской школы Тамару Александровну Бородину и актив музея за прекрасное мероприятие и немножко рассказать о ней самой. Тамара Александровна посвятила делу народного образования, своему любимому делу, 47 лет. Она ветеран педагогического труда. Её мама, дядя, тётя были учителями, и она уже в школе определила свою судьбу: быть учителем русского языка и литературы, о чём и написала в выпускном сочинении.

Сразу после школы в 1961 году поступила на истфилфак Кемеровского государственного педагогического института. Проучившись год на дневном отделении, перевелась на заочное в НГПИ и в 18 лет начала свою педагогическую деятельность в маленькой деревушке Курья Мысковского района Кемеровской области. Так получилось, что сразу дали немалую нагрузку: 27 часов и 2 классных руководства: в 6-м и в 7-м классах (30 и 27 человек). Но справлялась, к тому же организовала школьную художественную самодеятельность, в которой участвовали и учителя, и школьники. А школьники-то были порой на 1 – 2 года моложе её. Романтики хватало! После этого по семейным обстоятельствам много ездила и меняла место работы. Работала и в сельских школах, и в городских (Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Каргат Новосибирской области, Черногорск Хакасской Республики). Тринадцать лет проработала в Михайловской 8-летней школе Новокузнецкого района. А в 1986 году приехала в Тайлеп и, взглянув на школу, сказала: «Я буду работать здесь!» Всё здесь понравилось: и школа, и окружающая природа, и педколлектив. Первые 2 года была завучем и старалась свято выполнять наказ мамы: «Главное в работе завуча – сплотить коллектив, наладить доброжелательные отношения между учителями и администрацией». Работа всегда была отдушиной.

Тамара Александровна отдавала и отдаёт сейчас все свои силы и творческие способности любимому делу, своим ученикам. В 80-90-е годы приходилось вести не только русский язык и литературу, но и уроки труда, пения, рисования, а одно время даже биологии. Преподавание русского языка и литературы всегда связывала с жизнью, с искусством, с другими предметами. Все годы работы она не мыслила себя без художественной самодеятельности (песни любила с детства), поэтому всегда и везде организовывала хоры, литературно-драматические кружки. В этом ей помогал муж Симон Степанович Бородин (тоже учитель), с детства игравший на баяне, а теперь и дочь, учитель иностранных языков, Евгения Симоновна Федорова. Часто ездили с концертами в соседние деревни, участвовали в смотрах художественной самодеятельности. Уже давно Тамара Александровна находится на заслуженном отдыхе, но до сих пор работает в школе, без работы не мыслит свою жизнь. Является председателем местного Совета ветеранов. Дочь, Евгения Симоновна Федорова, и внучка, Юлия Валерьевна Велесик, продолжают династию учителей, которая насчитывает более 200 лет. Встречаясь время от времени со своими бывшими учениками, Тамара Александровна убеждается, что не ошиблась в выборе профессии: ученики помнят её, искренне благодарят за то, что она не только учила предмету, но и делала их жизнь более интересной и содержательной. Теперь бывшие ученики воспитывают своих детей, во многом подражая своему любимому учителю, вспоминая её уроки. Спасибо Тамаре Александровне за любовь и преданность своей профессии.

Н. Воронина, педагог дополнительного образования Дома детского творчества, руководитель музея Ильинской школы.

    Social comments Cackle