Расстояние – не помеха

IMG_0749

IMG_0734

Отдаленный поселок Мунай встречал нас сверкающей белизной заснеженной тайги и колючим морозным воздухом. Фермерское хозяйство Алихана Башировича Алиева, ради знакомства с которым мы и приехали сюда, отыскать оказалось несложно. Здесь, за добротным деревянным забором с яркой вывеской, предлагающей приобрести домашнюю говядину и свинину, компактно расположилось несколько стаек и загонов, в которых, жмурясь на холодном зимнем солнце, прогуливались упитанные коровы и овцы.

Познакомиться с хозяином, Алиханом Башировичем Алиевым, нам довелось еще на предновогодней продовольственной ярмарке, проходящей перед зданием администрации Новокузнецкого района. Горожане раскупали свежее, аккуратно разрубленное домашнее мясо, как горячие пирожки, а фермер только успевал отсчитывать сдачу и выкладывать на весы новые куски. И, надо сказать, даже несмотря на солидные расходы на бензин, потребовавшийся для преодоления расстояния более чем в 150 километров, отделяющее его хозяйство от города, фермер выглядел вполне довольным полученной прибылью.

«Здесь, в Мунае, сам Бог велел скотинку разводить, – пояснил Алихан Баширович, демонстрируя свой нехитрый сельский быт. – Поселок тупиковый, кругом леса, поля. Экология замечательная, и на услуги пастуха тратиться не надо: местные жители соседских коров узнают, что называется, «в лицо». А еще здесь очень спокойно и тихо, от работы тебя отвлекать некому, вот и трудимся помаленьку, развиваемся, как можем, своими силами…»

Впрочем, если судить по состоянию надворных построек, этих самых сил хозяину не занимать. В добротном свинарнике, где с комфортом разместились десяток свиноматок, племенной хряк породы ландрас да около полусотни прытких поросят, оказалось на удивление тепло и сухо.

«Тут весь секрет в грамотно организованной вытяжке! – улыбается хозяин. – Я по образованию зоотехник, всю жизнь со скотиной работаю, знаю и люблю это дело».

И действительно, при тридцатиградусном морозе «за бортом» недавно опоросившиеся свиноматки и их многочисленное потомство безо всякого дополнительного подогрева демонстрировали отличное самочувствие и, похрюкивая, с любопытством тянули к объективу фотоаппарата свои розовые пятаки.

«Скоро у меня коровы массово телиться начнут, вот тогда работы прибавится!» – говорит Алихан Баширович, приглашая нас заглянуть в просторный коровник из бруса, рассчитанный на поголовье из 20 буренок и их новорожденных телят. Там, с аппетитом хрустя ароматным сеном, уже поджидала хозяина первая роженица, отелившаяся всего за несколько часов до приезда гостей. Не успевший обсохнуть новорожденный теленок набирался сил, отдыхая под кормушкой, а его будущий товарищ двух недель от роду уже вовсю скакал по пока еще пустому проходу телятника, то и дело тыкаясь мордой в хозяйские руки в поисках миски парного молока.

«У меня коровы целыми днями на улице, – поясняет фермер. – При хорошей кормежке мороз им не страшен, а свежий воздух и движение только на пользу. Сено я для них заготавливаю сам, зерна, пусть и покупного, тоже не жалею. Было бы побольше места под стайки и выгулы, я бы поголовье увеличил до сотни и более голов. Со сбытом мяса у меня благодаря ярмаркам проблем нет».

Действительно, глядя на то, как компактно разместилось на 50 сотках все хозяйство Алихана Алиева, остается только гадать, как развернулась бы фермерская душа на десятках и сотнях гектарах зарастающих бурьяном земель в окрестностях хозяйства.

«С тех пор, как сгорел местный колхоз, работать местным жителям стало негде и многие вынуждены были уехать, – рассказывает он. – У меня сейчас есть двое помощников, которых мне хватает, но если бы хозяйство удалось расширить, я охотно принял бы на работу кого-нибудь еще».

О том, каковы его планы на ближайшее будущее, Алихан Баширович рассказывает неопределенно, да и о чем может быть речь, если даже заготавливать сено из года в год фермеру приходится на разных полянах?

«У меня есть необходимая техника, но до сих пор нет своего участка под сенокос, – поясняет он. – А тайга год за годом берет свое, подступает к деревне. Еще несколько лет – и многие здешние поля зарастут так, что потом потребуются бульдозеры для их раскорчевки. Деревенские косят на своих коров сами, кто где, и мне совсем не хочется кому-то из них мешать. Тут уже не до того, чтобы на продажу рулоны крутить, свое поголовье обеспечить бы…»

О проблеме обеспечения стабильного сбыта фермерской продукции Алихан Баширович готов рассуждать бесконечно. В отсутствие налаженной кооперации между хозяйствами района каждый решает эту проблему по-своему: одни, имея выход в интернет, работают под конкретные заказы, большинству же приходится довольствоваться продовольственными ярмарками, проходящими в городе несколько раз в месяц.

«Подобные ярмарки действительно очень помогают нам, да и горожане в них очень заинтересованы, домашнее мясо всегда нарасхват, – признается он. – Но, конечно, многим из нас хотелось бы, чтобы подобные мероприятия проводились чаще, да и не все фермеры узнают о них своевременно. Если бы в администрации появилась какая-то служба, занимающаяся координированием сельхозпроизводителей по вопросам сбыта продукции, фермеры из отдаленных деревень вряд ли остались бы в стороне. Да и вообще я считаю, что нам, владельцам небольших хозяйств, есть смысл работать сообща, обмениваясь опытом и  помогая друг другу».

Но, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения, а потому пока производящим мясо и молоко селянам по-прежнему приходится рассчитывать в основном на самих себя, решая возникающие проблемы поодиночке.

Е. Казьмина.

Фото Валентины Кравченко.

IMG_0740 IMG_0817IMG_0836 IMG_0728 IMG_0735 IMG_0691

    Social comments Cackle