Безымянный герой

BYA32617

Третьего декабря состоялся митинг в селе Сосновка, у памятника воинам, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне. Вот уже второй год наш район вместе со всей страной отмечает новую дату – День неизвестного солдата. В этот день минутой молчания во всех городах и сёлах России люди отдают дань памяти воинам, погибшим и пропавшим без вести во время различных войн и военных конфликтов.

 Глава Новокузнецкого района Евгений Александрович Манузин обратился к пришедшим на митинг школьникам. Он отметил, что в нашем районе ведется большая работа по установлению судеб пропавших без вести. Особенно она активизировалась в год 70-летия Победы. Благодаря поисковикам-энтузиастам неизвестные солдаты обретают имена, а их родственники узнают о судьбах близких им людей, их подвигах и заслугах, местах захоронения. В прошлом году благодаря такому неравнодушному человеку из Ленинградской области была установлена судьба двух уроженцев Новокузнецкого района, считавшихся ранее без вести пропавшими. Это Семен и Ефим Стреха. Для их родственников это была большая радость. Теперь они знают, где похоронены их близкие.

Благодаря Марине Борисовне Евстюхиной из Елани «обрел имя» 51 неизвестный солдат из сел Ашмарино, Муратово, Смирновка, поселка Елань. Теперь их земляки и родственники знают о них и их подвигах. Работой по установлению личности погибших занимаются чистогорские школьники из клуба «Фрегат». Они участвуют в раскопках в местах боевых сражений в Карелии, перезахоронении останков бойцов.

Ниной Григорьевной Мишиной из с. Красулино найдено, уточнено и внесено в списки погибших земляков около 500 имен солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. В том числе те, данных о которых нет ни в одном официальном источнике, а значит, остававшихся доныне неизвестными.

О Нине Григорьевне хочется сказать отдельно. Бывший учитель физики руководит музеем, который был организован в Красулинской школе к 70-летию Победы, то есть к 9 мая 2015 г. Богата и разнообразна экспозиция музея, где собраны старинные вещи, но больше всего внимания здесь уделено периоду 1941 – 1945 гг. Да и сама Нина Григорьевна настолько поглощена поисковой работой, что готова рассказывать о ней часами.

В небольшом кабинете все стены преображены в стенды для фотографий ветеранов войны. В горизонтальных витринах и стеллажах на красном бархате аккуратно разложены письма военных лет, медали, кисеты, полевые сумки.

«Например, я искала информацию о 150-й стрелковой дивизии, – рассказывает Нина Григорьевна. – В ней погиб Бычков Дмитрий Иванович. И я вот пишу об этой дивизии, нахожу людей, которые в ней служили и погибли. И так почти по каждому военному, который сложил голову на войне.

Я захожу в электронный вид архивного документа мемориала ОБД (объединённый банк данных), который находится в Подольске. Открываю в Интернете эту страницу, набираю фамилию, имя и отчество того человека, который жил у нас, допустим, в Красулино, и нахожу там его. Там написано: такой-то такой-то, такого-то года рождения (если есть), где проживал, когда был призван, когда и где погиб. У меня список 500 человек, я сначала записывала их из похозяйственной книги, потом по каждому искала информацию в ОБД, в Книге памяти, в военкомате. Кого-то нашла, кого-то не нашла.

В ОБД есть графа, где написано «родственники». И вот я по родственникам проверяю, наш ли это человек. Если там, допустим, написано «деревня Чечербаево» или колхоз «Кузбасс», который относится к этой деревне, значит, наш. Бывает фамилия, имя и отчество совпадают (полные тёзки). Проверяю все данные и нахожу, какой из них наш. А бывает на одного и того же несколько документов. В ОБД, в примечаниях, написано: берите всё, если хотя бы какая-то зацепка вашей местности есть, потому что документы приходили в таком виде, что там фамилии непонятны, или отчества не было. Например, «В.» было написано вместо полного отчества. В базу заносят «Васильевич», а он может быть Всеволодович.

У нас по Красулино есть погибший Егоров Фёдор Семёнович. В ОБД написано, что он проживал в деревне «Красул». Написано, что отец Семён Агапович. Мне надо как-то убедиться, что он наш. Нахожу в документах сельсовета, что в нашем селе проживали Егоровы, в том числе Егоров Семён Агапович, и действительно, у него сын Егоров Фёдор Семёнович, 1920 г.р., который был призван в ряды РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) в 1939 году. Значит, это наш. Где он погиб? Город Остров. Вот таким образом я нахожу. Там ещё дивизии написаны».

Нина Григорьевна – уроженка Красулино, поэтому она хорошо знает местных жителей, а также старожилов Недорезова, Анисимова. Многие с ней учились, многих она учила. Например, к Ксении Никаноровне Ашпиной пошла, побеседовала с ней по-свойски, записала историю её семьи, в том числе тех, кто ушёл на фронт. Попросила фотографии для сканирования. Собрала таким образом несколько изображений, отдала их в фотоателье.

«Раньше с уважением относились к погибшим, их чтили. Делали их портреты, вешали на стенку. Почти в каждой семье так было. Время проходит. Теперь эти портреты молодежь поснимала, забросила куда-то», – сетует Нина Григорьевна. Но школьники каждую перемену забегают в музей, чтобы узнать побольше о своих предках и их подвигах.

Значит, как отметил на митинге Евгений Александрович, поисковая работа нужна. Она важна не только для родственников, но для всех нас – земляков, потомков того поколения. И отрадно, что есть люди, которые возвращают для нас наших земляков-героев.

Подготовила Д. Акулова.

    Social comments Cackle